АВ 2004г. Выпуск 20 Часть 1 Информационно-аналитическое обеспечение деятельности законодательных органов государственной власти
технологий Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
Управление информационных ресурсов и технологий Аппарата Государственной Думы возникло недавно на основе Управления информационно-технологического обеспечения и отдела Информационно-аналитического управления, объединив под собой основные централизованные информационные ресурсы Государственной Думы. Информационные технологии также находятся, в основном, в ведении нашего Управления.
В основе применения информационных технологий в Государственной Думе лежит инфраструктура компьютерной сети Государственной Думы. Эта инфраструктура начала создаваться в 1994 году с чистого листа. На основании серии системных проектов были проведены большие работы по созданию компьютерной сети Государственной Думы, которая состоит из двух сегментов: внутренняя компьютерная сеть Государственной Думы и сегмент сети Интернет в Государственной Думе.
На разделение сетей мы пошли в силу того, что по Указу Президента Российской Федерации Государственная Дума так же, как и другие федеральные органы, была ограничена в возможности подключения своих внутренних ресурсов к открытому Интернет-пространству. И поэтому провайдером Интернет для Государственной Думы является Спецсвязь России, которая одновременно обеспечивает нам защиту от внешних воздействий.
Таким образом, внутренняя компьютерная сеть Государственной Думы физически изолирована от сети Интернет. Это было одно из возможных решений, вероятно, не самое экономически выгодное. Но, тем не менее, мы себя чувствуем в большей безопасности, когда наши сети разделены. Пойдя на такое решение, мы вынуждены были увеличивать количество компьютерной техники в подразделениях.
Сейчас у нас ситуация такая, что практически в каждом служебном помещении в Государственной Думе установлены компьютеры, подключенные во внутреннюю компьютерную сеть. Кроме того, установлена одна точка для работы в сети Интернет. Это позволяет нам исключить сбои в компьютерной сети Государственной Думы, вызванные воздействием извне.
Емкость внутренней компьютерной сети Государственной Думы - 2400 портов, емкость сети Интернет - 1400 портов. В компьютерной сети работает примерно 1900 компьютеров, около 70 файл-серверов и принт-серверов, а также Интранет-серверов, и кроме того, около 60 технологических серверов, то есть тех серверов, на которых работают прикладные информационные технологии.
Компьютерная сеть Государственной Думы - это общая корпоративная сеть с Советом Федерации, Центральной Избирательной Комиссией, а также некоторыми федеральными ведомствами, например, Министерством финансов Российской Федерации. Сейчас в процессе заключения находится соглашение с Минэкономразвития России и также рядом других ведомств. Государственная Дума по волоконно-оптической линии связи имеет также доступ в Московскую территориальную сеть, куда входят компьютерные сети Московской городской Думы, мэрии Москвы и других столичных организаций.
Кроме использования выделенных линий, доступ в компьютерную сеть может происходить в режиме удаленного доступа по модему с использованием всех возможных линий связи, то есть Московской городской телефонной сети, выделенной сети "Искра", цифровой телефонной сети. Такой доступ имеют другие федеральные ведомства, офисы депутатов в избирательных округах, а также органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, которые пока других возможностей выхода не имеют.
В выступлении представителя Министерства транспорта и связи Российской Федерации прозвучало, что Государственная Дума в числе других органов федеральной власти Российской Федерации принимает участие в программе "Электронная Россия". Эта программа для Государственной Думы началась в прошлом году, когда был подготовлен проект, в рамках которого из 89 субъектов Российской Федерации 30 законодательных собраний были запланированы на подключение в течение конца прошлого - начала этого года. Фактически работы начались в этом году: уже закуплено и смонтировано оборудование и сейчас начинаются первые эксперименты по подключению законодательных собраний субъектов Российской Федерации к общей с Государственной Думой и Советом Федерации компьютерной сети.
Предполагается, что в течение этого года работы по подключению законодательных собраний будут продолжаться. В соответствии с планом Федеральной целевой программой "Электронная Россия" должны быть охвачены все субъекты Российской Федерации. Эти работы планируется в основном завершить в течение этого года, но насколько удастся это выполнить, зависит от многих обстоятельств. Таким образом, к концу этого года или, может быть, к началу следующего года все субъекты права законодательной инициативы будут объединены в рамках единой компьютерной сети. Это то, к чему мы долго стремились. Решение этой задачи позволит нам поднять федеральный законодательный процесс на новую ступень, прежде всего, в плане его информационного обеспечения.
Информационные технологии начали разрабатываться у нас в Государственной Думе с 1994 года. Сейчас ни один из видов обеспечения деятельности парламента не может осуществляться без использования информационных технологий.
Сегодня информационные технологии вышли на стадию, когда возникла необходимость задуматься об их интеграции, создании единой системы информационного обеспечения деятельности Государственной Думы. Это является перспективной задачей для нашего Управления.
Одной из основных технологических информационных систем, обеспечивающих федеральный законодательный процесс, является система, которую мы называем Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности - АСОЗД.
В этой системе осуществляется сбор, хранение и обработка всей информации, которая связана с прохождением законопроекта от стадии его внесения в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы до момента подписания уже принятого федерального закона или федерального конституционного закона Президентом Российской Федерации. В этой системе хранятся как сами законопроекты в их полнотекстовой версии, так и все основные документы, относящиеся к ним.
АСОЗД позволяет на каждой стадии отслеживать информацию о ходе прохождения законопроекта и выдавать любые статистические данные, связанные с прохождением этих законопроектов, как по субъектам права законодательной инициативы, так и по комитетам Государственной Думы, а также определять, где и на какой стадии находится законопроект, кто является его инициатором, когда вносятся поправки и т.д.
Система технологически базируется на платформе Lotus Notes. Она создана, в основном, специалистами нашего Управления с консультационной помощью представителей этой фирмы.
АСОЗД постоянно развивается. В прошлом году была принята концепция развития автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности и план мероприятий по ее реализации.
Одной из проблем, которую мы последнее время пытаемся решить, является полнота информационного наполнения этой системы. Многие субъекты права законодательной инициативы, участвующие в федеральном законодательном процессе, заинтересованы в том, чтобы получать из нее информацию, но, к сожалению, из-за того, что у нас пока не очень была развита электронная форма предоставления документов, многие законопроекты и сопровождающие их документы передавались субъектами права законодательной инициативы и попадали в Государственную Думу только в бумажном виде.
Это вызывало проблему с получением информации. Сейчас мы эту проблему постепенно решаем, в том числе, путем сканирования таких документов. Эта технология сейчас пока работает в тестовом режиме, но дело ближайшего будущего - запустить ее в полном объеме. Осталось решить ряд организационных моментов, а технические вопросы в основном отработаны.
Как вы знаете, в Государственной Думе через службу делопроизводства и документооборота ежедневно проходят тысячи документов: регистрируются входящие и исходящие документы, обеспечивается внутренняя переписка. В настоящее время все функции по регулированию этого бумажного документопотока осуществляются с помощью системы автоматизированного делопроизводства и документооборота, запущенной в 2000 году и прошедшей несколько модернизаций. Последняя версия системы сейчас позволяет постепенно перейти к электронному документообороту. Задача сокращения бумажного документооборота поставлена в утвержденной программе оптимизации документооборота. На первом этапе наша цель - сократить до минимума внутреннюю бумажную переписку.
В связи с тем, что не так давно был принят Федеральный закон Об электронной цифровой подписи , у нас появились возможности дальнейшего расширения документооборота с выходом за пределы Государственной Думы. Для этого в течение текущего года мы предполагаем запустить в Государственной Думе удостоверяющий центр электронной цифровой подписи с тем, чтобы встроить технологию этой электронной цифровой подписи во все основные прикладные информационные системы, которые этого требуют. Это, прежде всего, система автоматизированного делопроизводства и документооборота, автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности, электронная почта и ряд других систем, где требуется поднять статус электронного документа до статуса бумажного документа.
Такие работы у нас сейчас намечены, запланированы, собственно, они уже начались. Мы провели макетирование и надеемся, что в течение этого года мы добьемся значительных сдвигов в этом вопросе.
Известно, что Государственная Дума в год расходует порядка 300 тонн бумаги, то есть огромные массивы деревьев изводятся для того, чтобы обеспечить такую бумажную переписку. В части, касающейся размещения информационных материалов, мы уже сократили выпуск бумажных документов, но надеемся, что также и в области внутренней переписки к концу этого года мы радикально сократим объемы бумаги.
Для планирования законодательной деятельности, формирования Примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию, а также Календаря рассмотрения вопросов Государственной Думы на очередной месяц создана автоматизированная система организационного управления. Те процессы, которые ранее осуществлялись вручную методом компоновки проектов документов, сейчас автоматизированы.
Это также разработка наших специалистов, поэтому программа в какой-то мере уникальная. Она, к сожалению, пока охватывает не все аспекты организационной деятельности Организационного управления. Существует еще и другие задачи: учет протокольных поручений, учет парламентских запросов и т.д.
Вопрос о кадрах - один из важнейших вопросов деятельности любой организации. Информация о депутатах, о помощниках депутатов, о работниках Аппарата Государственной Думы нужна руководству постоянно, в том числе и в связи с проводимой административной реформой. Первые версии кадровой системы также были разработаны силами наших специалистов, претерпев несколько модернизаций. В ходе последней модернизации была создана новая кадровая система, разработанная с привлечением внешней компании.
Необходимо отметить, что наше Управление во многих случаях самостоятельно не занимается разработкой сложных прикладных технологий, а является заказчиком, либо представителем заказчика этой технологии. Например, в данном случае в качестве заказчика выступает Управление государственной службы и кадров. Мы формируем техническое задание на разработку этой системы, участвуем в процессе разработки и в технологическом сопровождении этой системы.
Система Кадры охватывает более 50 рабочих мест. Информация доступна в режиме просмотра с тех рабочих мест, в частности, у руководства Государственной Думы, руководства Аппарата Государственной Думы, где она, собственно, и требуется для принятия кадровых решений.
Как и в любой парламент, в Государственную Думу поступают десятки тысяч обращений граждан, как письменных, так и устных, в процессе личного приема граждан. Вся эта информация сохраняется в базе данных автоматизированной системы Приемной Государственной Думы, где осуществляется регистрация обращений, вносятся сведения о дальнейшей работе с ними, контролируется их исполнение, проводится статистический анализ с целью использования для совершенствования законодательного процесса.
Нашим Управлением поддерживаются централизованные информационные ресурсы, прежде всего, это информация по законодательству, по деятельности Государственной Думы, стенограммы заседаний и т.д. Вся информация хранится в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы. Она доступна со всех рабочих мест в Государственной Думе. Кроме того, поскольку наша сеть корпоративная, объединенная с Советом Федерации, мэрией Москвы и Московской городской Думой, другими федеральными органами, а также в режиме удаленного доступа доступна для депутатов при их работе в округах, то она является исключительно важным информационным источником для всех участников законодательного процесса.
Мы проделали большую работу по созданию и модернизации официального сайта Государственной Думы в сети Интернет. Мы нашли новый облик для этого сайта. Наш сайт сейчас очень популярен. По статистике, он постоянно находится в первой пятерке, в числе лидеров по посещаемости среди сайтов федеральных органов.
Но мы смотрим дальше. Чего нам не хватает сейчас в этом сайте? Нам не хватает в нем интерактивности. То есть мы хотели бы развить его в направлении обеспечения лучшего взаимодействия с нашими избирателями, с теми людьми, которые обращаются в Государственной Думу за информацией и хотели бы высказать свои мысли по этому поводу. В решении этого вопроса нам помогает участие в Федеральной целевой программе Электронная Россия .
Одним из направлений Федеральной целевой программы Электронная Россия . является создание парламентского портала. Буквально на днях было подготовлено техническое задание на парламентский портал, которое подразумевает создание единого портала как для всего Федерального Собрания, так и для всех законодательных собраний субъектов Российской Федерации.
Сейчас отрабатывается концепция этого портала. Это будет объединение всех тех ресурсов, которые в настоящее время представлены как на Интернет-сайтах двух наших палат, так и тех законодательных собраний, которые уже имеют такие ресурсы. Но, к сожалению, пока не все законодательные собрания имеют собственные Интернет-сайты. И в рамках технического задания подготовлена типовая структура такого сайта, определены те рекомендации к сайту законодательного собрания, которые, с нашей точки зрения, будут полезны для того, чтобы представить информацию о деятельности законодательного собрания для всех лиц, участвующих в законодательном процессе.
Я считаю, что этот парламентский портал может стать технологической основой для сотрудничества с парламентами стран СНГ. Обмен информацией необходим нам всем. Поэтому я предлагаю подумать о том, в какой форме мы могли бы наладить взаимодействие друг с другом. Можно открыть разделы портала для проведения дискуссий, для обсуждения различных вопросов, обмена опытом. Можно создать ссылки на наши с вами информационные ресурсы.
Сейчас на Интернет-сайте Государственной Думы представлено большинство из тех технологий, о которых я вам только что сейчас рассказывал. Поэтому ваше участие, ваши предложения для нас были бы очень полезными.