Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 20 Часть 1 Информационно-аналитическое обеспечение деятельности законодательных органов государственной власти


Роль и задачи Информационного управления Аппарата
Национального Собрания Республики Армения

                                                     
А.Р. Кананян - заместитель начальника Информационного управления
Аппарата Национального Собрания Республики Армения
  

     Позвольте, прежде всего, поприветствовать инициаторов данного мероприятия и особо отметить его необходимость с точки зрения развития того единого информационного поля, в которое в той или иной мере интегрированы все страны Содружества Независимых Государств и которое мы пытаемся еще больше расширить.
    Сегодня законодателю сложно довольствоваться лишь библиотечными ресурсами. Депутатам нужны исследовательские и аналитические материалы, которые может предоставлять объединенными усилиями библиотека и аналитическая служба.
    Придавая большое значение связи между правовым управлением информационными процессами и информационными технологиями, руководство Национального Собрания Республики Армения приступило к структурным преобразованиям, в результате которых усовершенствовался информационно-аналитический блок Аппарата Национального Собрания Республики Армения.
     Аналитическую деятельность в Национальном Собрании реализуют несколько подразделений, в том числе, юридическое и экономическое. Но если их основная задача состоит в подготовке экспертных заключений по тому или иному законопроекту, то деятельность нашего Управления направлена на изучение иностранного опыта и на этой основе - на предоставление сравнительных оценок.
    Информационное управление парламента Армении создано в 2002 году на базе библиотеки. Его структура, помимо библиотеки, объединяет исследовательскую и архивную службы и имеет 17 штатных единиц. Цель подобного объединения - распространение информации и ее получение из единого центра.
     Наша библиотечная служба постепенно трансформируется в электронную, работающую по программе Winisis. Именно у нас установлена программа IRTEK - банк документов, регулирующих правовое поле Республики.
    Архив - служба традиционная, но и здесь работы переводятся на современные рельсы. Архив собирает документы, формирующие историю законодательных процессов,  обрабатывает и сохраняет полученную документацию, составляет паспорта дел постоянного хранения, в частности, весь пакет законодательного процесса - превращение законопроекта  в закон. Сюда входят тексты проекта, стенограммы обсуждений, различных чтений, всех предложений и заключений по законопроекту.
    Особенно хочу обратить внимание на принципиально новую службу - отдел информации и исследований. Его задача - изучение информационных потребностей, поиск, систематизация, анализ и распространение информации, касающейся правовых актов зарубежных стран.
    Отдел наладил тесное сотрудничество  как с внутренними, так и с внешними  источниками информации. К последним относятся и общественные организации, и научно-исследовательские центры, и посольства, и соответствующие структуры парламентов иностранных государств, и независимые эксперты.
     У нас, как и в международной практике, работы организованы на основе заявок парламентариев, однако, мы практикуем и подготовку материалов по личной инициативе сотрудников Управления по актуальным вопросам, имеющим широкое общественное звучание.
     Предоставляемые нами информационные пакеты включают материалы Европейского центра, документации, правовые акты различных стран, модельные законы и международные правовые акты, законодательные механизмы регулирования вопроса на опыте других стран, альтернативные точки зрения специалистов.
     Управление также выполняет образовательную функцию, предоставляя информацию об истории и различных аспектах парламентаризма, гендерных проблемах и пр. Особое внимание уделяется адаптации и пояснению узкоспециальных терминов, встречающихся в законотворческой и международной практике.
    Как уже отмечалось, мы наблюдаем за динамикой превращения проекта в закон и предоставляем всю необходимую информацию, придерживаясь принципов беспристрастности, своевременности, четкости и достоверности, поддерживая паритет, не давая односторонней, только положительной либо только отрицательной, информации.
     Однако, при реализации данных принципов зачастую бывает сложно уложиться в малый объем, требуемый  для того, чтоб материал был прочитан - законодатель скорее склонен читать короткие информации, чем длинные экзерсисы.
    Мы разработали бланк запроса и интервью, в ходе которого уточняются тема запроса, его формат, язык, сроки выполнения, контактные данные заказчика. К нам за помощью обращаются депутаты, их помощники, сотрудники Аппарата Национального Собрания Республики Армения.
    В качестве руководства при создании вышеуказанных форматов мы использовали международный опыт. Сроки выполнения и формат ответа на запрос зависят от темы и поставленных задач.
    Мы используем следующие виды стандартных форматов информационно-аналитических работ:
аналитический отчет - краткое изложение проблемы или же ее основательное изучение, в результате которого вносятся  предложения о дальнейших перспективах развития;
сравнительное исследование - представляет проблему и пути ее разрешения в различных странах, служит базой для разработки соответствующих решений и предложений по ним;
информационный листок (может быть как аналитическим, так и обзорным) - наиболее распространенный формат, цель которого  - представить наиболее общую информацию по данному вопросу;
информационная записка (памятка) - короткий доклад, предназначенный для одного конкретного депутата и обычно не представляемый широкой публике. Документ представляет специфическую информацию, общий обзор проблемы, описание ситуации и прогноз социально-экономических и политических последствий в случае принятия того или иного варианта разрешения проблемы.
    И еще один документ, который весьма востребован - общий обзор региональной политики. Материал содержит описание ситуации, исторический обзор факторов, приведших к ее возникновению, перспективу ее разрешения и вероятных изменений.
    В работе неизбежны и трудности. Наиболее часто мы сталкиваемся с языковым барьером, в том числе и при ознакомлении с законодательством государств - участников Содружества Независимых Государств из-за отсутствия адекватного русского или английского перевода. Это еще одна причина, придающая особую важность нашей встрече, которая поможет наладить непосредственные контакты и обмен информацией.
    Информационное управление Национального Собрания Республики Армения в течение последнего года стало не только производителем разнообразной аналитической продукции для законодателей и Аппарата Национального Собрания Республики Армения, но и своего рода связующим звеном между парламентами Армении и других стран.
     Изучив наиболее доступные и эффективные поисковые системы, составив перечень онлайновых законодательных источников, нам порой удается дать ответ на самые сложные запросы в кратчайшие сроки.
    Позвольте еще раз поблагодарить организаторов за эту встречу и пожелать всем нам успешной работы.