АВ 2004г. Выпуск 20 Часть2 Информационно-аналитическое обеспечение деятельности законодательных органов государственной власти
в Парламенте Республики Молдова
Центра по парламентским исследованиям и связям с общественностью
Парламента Республики Молдова
Для меня высокая честь выступать в стенах Государственной Думы. Я приношу свою глубокую благодарность организаторам семинара за предоставленную возможность рассказать об особенностях Информационно-аналитического обеспечения законодательного процесса в Парламенте Республики Молдова.
Общеизвестно, что для того, чтобы законодательство максимально эффективно регулировало развитие общественных отношений, необходима активная законодательная политика, основанная на познании происходящих социально-экономических процессов. Способствовать этому - основная функция Информационно-аналитического подразделения Парламента.
Речь идет о выявлении новых проблем и отношений, появляющихся в обществе, которые необходимо законодательно регламентировать, а также о выявлении тех факторов, которые снижают, а зачастую даже сводят на нет позитивную направленность работы законодательного органа.
Но наша работа не может ограничиваться лишь выявлением противоречий, необходимо вовремя о них информировать депутатский корпус. Важно, чтобы такого рода информация отвечала следующим критериям:
обладала достаточной полнотой;
была адекватной реальной ситуации;
отражала необходимый уровень обобщений;
была беспристрастной.
Это позволит народным избранникам использовать в своей законодательной деятельности научные рекомендации, основанные на эмпирическом материале, что, в свою очередь, приведет к принятию научно обоснованных законов.
Информационно-аналитическая обеспечение в Парламенте Республики Молдова осуществляется не только сотрудниками нашего сектора, но и работниками Юридического управления Аппарата и консультантами постоянных комиссий, а так же и Управления по внешним связям, и в той или иной степени присутствует на всех этапах подготовки и принятия законов:
в процессе планирования законодательных актов;
в процессе разработки законопроекта;
при подготовке доклада или заключения на законопроект;
во время рассмотрения, обсуждения, доработки и принятия проекта закона или постановления;
во время контроля за исполнением закона.
Коротко остановлюсь на законодательном процессе в Парламенте Республики Молдова.
Согласно Конституции Республики Молдова Парламент является высшим представительным органом народа Республики Молдова и единственной законодательной властью государства.
Парламент Республики Молдова состоит из 101 депутата. Выборы Парламента проводятся по одному общенациональному избирательному округу по пропорциональной системе сроком на 4 года.
Структура организация и деятельность нашего Парламента определяются его Регламентом. В целях создания рабочих органов и организации деятельности Парламента и реализации предвыборных программ представленных в Парламенте политических формирований, депутаты создают парламентские фракции (3).
Непосредственно депутаты работают в составе постоянных комиссий, которые являются рабочим органом Парламента и имеют особое значение в подготовке работы Парламента. Комиссии специализируются по отраслям деятельности, в нынешнем Парламенте 15-го созыва их - десять. В состав каждой комиссии входят представители всех парламентских фракций.
Парламент Республики Молдова - однопалатный парламент. Право законодательной инициатива принадлежит депутатам Парламента, Президенту Республики Молдова (за исключением инициативы пересмотра Конституции Республики Молдова), Правительству Республики Молдова и Народному Собранию автономно-территориального образования Гагаузия. Осуществляя это право, депутаты и Президент республики представляют Парламенту законодательные предложения и проекты законодательных актов, а Правительство республики - проекты законодательных актов
Законодательная процедура начинается с представления законодательной инициативы, которая затем рассматривается в постоянных комиссиях. В результате рассмотрения законопроектов и законодательных предложений комиссии составляют доклады и заключения. Все законопроекты и законодательные предложения передаются также Юридическому управлению Аппарата Парламента для дачи заключений. Ответственная постоянная комиссия составляет доклад по проекту, после чего проект включается в повестку дня пленарных заседаний Парламента.
После включения в повестку дня законопроект становится предметом всеобщих обсуждений, в ходе которых депутаты имеют возможность высказаться по соответствующему проекту. Как правило, законопроекты обсуждаются в двух чтениях. Регламентом Парламента при этом предусмотрена возможность принятия проектов ординарных законов после их обсуждения в первом чтении, а проектов органических законов - только после их обсуждения во втором чтении. Согласно положениям Конституции Республики Молдова, органические законы принимаются большинством голосов избранных депутатов, а ординарные законы и постановления - большинством голосов присутствующих на заседании депутатов.
Следует отметить, что проекты конституционных законов и проекты органических законов по вопросам бюджета, финансов и экономики, требующие значительных финансовых затрат, по решению Парламента могут обсуждаться и в третьем чтении. Проекты законов о внесении изменений в Конституцию Республики Молдова принимаются двумя третями голосов депутатов.
После рассмотрения и принятия закон подписывается Председателем Парламента и направляется на промульгирование Президенту Республики Молдова. Глава государства вправе, если у него есть замечания по закону, не позднее чем в двухнедельный срок передать его Парламенту для пересмотра, но только один раз.
Согласно Конституции Республики Молдова Президент Республики Молдова обязан промульгировать закон, если Парламент проголосует за прежнее решение. Все законы вступают в силу со дня их опубликования в "Официальном Мониторе" или с даты, предусмотренной в самом тексте закона.
В чем состоит особенность работы Аппарата Парламента Республики Молдова?
В нашей стране отсутствует институт "помощников депутата", и поэту "львиная" доля обеспечения нормальной работы депутата ложится на работников Аппарата, который состоит из 194 человек.
В нашем Информационно-аналитическом секторе работают 7 человек. Деятельность сектора можно разделить на два больших блока.
Первый блок - информационное обеспечение, включающее ежедневное составление выходящих на двух языках новостных Информационных бюллетеней о событиях, происходящих в стане и мире, а также Дайджеста прессы, где информация классифицируется по основным направлениям - Политика, Экономика, Социальная информация и др.
Сбор и учет различных видов информации необходим на всех стадиях законодательного процесса, при этом важна как информация общего характера, например, статистическая информация, так и информация специальная, относящаяся к определенной теме, которая может найти свое отражение в том или ином законопроекте и, в последствие, в законе.
Второй блок - аналитический, включающий подготовку аналитических материалов, записок как в режиме запросов, так и в плане сравнительного анализа нормативного регламентирования тех или иных отношений в законодательстве государств-участников СНГ, Европейского союза, мирового сообщества. Такого рода анализ очень важен на этапе разработки новых законопроектов и обсуждения поступивших в Парламент проектов, находящихся на рассмотрении в парламентских комиссиях.
Для более полной реализации своих функциональных обязательств сотрудники сектора одинаково владеют как государственным, так и русским языками и, в достаточной степени, одним из европейских языков.
Наряду с выше названными информационно-справочными и информационно-аналитическими функциями, одной из задач нашего сектора является поддержание официального сайта Парламента Республики Молдова в Интернете (www.parlament.md). Таким образом о деятельности Парламента Республики Молдова могут получить информацию гораздо большее количество людей как в стране, так и за ее пределами.