АВ 2004г. Выпуск 20 Часть2 Информационно-аналитическое обеспечение деятельности законодательных органов государственной власти
(Парламенте) Кыргызской Республики
О.К. Орозалиев - заведующий Отделом информационного и программно-
технического обеспечения Аппарата Законодательного Собрания
Жогорку Кенеша (Парламента) Кыргызской Республики
Позвольте мне поблагодарить организаторов семинара за приглашение и рассказать о развитии информационных технологий в Парламенте Кыргызской Республики.
Известно, что без информационного сопровождения немыслима законотворческая деятельность. Информационное обеспечение деятельности Парламента, наряду с другими структурными подразделениями Аппаратов палат, осуществляет Отдел информационного и программно-технического обеспечения Аппарата Законодательного собрания Парламента (Жогорку Кенеша) Кыргызской Республики.
Cотрудники нашего Аппарата готовят информационный пакет к каждому законопроекту, где содержатся различные информационные материалы (статьи, научные доклады, статистика) по предмету ведения будущего закона, информация о возможных последствиях его действия, практике правового регулирования данного вопроса и др.
Информационная поддержка законотворческой деятельности депутатов не ограничивается только подготовкой информационных пакетов к принимаемым законопроектам, а включает также разнообразную работу по выполнению информационных запросов Комитетов и депутатов Законодательного собрания Парламента (Жогорку Кенеша) Кыргызской Республики, работающих над законопроектами. При этом основная масса запросов депутатов касается отечественного и зарубежного законодательства.
Наличие в Парламенте Кыргызской Республики единой информационной базы по отечественному и зарубежному законодательству дает нам возможность эффективно осуществлять информационно-аналитическое обеспечение законодательской деятельности.
Мы пользуемся базой данных по законодательству Информационно-правовой системы "Токтом-юрист" (что означает Постановление) компании "Токтом".
Информирование в такой многогранной сфере как законотворчество должно происходить не только по запросам депутатов Парламента, а также в режиме предупреждения информационной потребности, включающего широкое и оперативное информирование о текущей ситуации как в стране, так и за рубежом, причем, не только по парламентской или законодательной деятельности.
Еще одно важное направление работы - подготовка информационно-аналитических материалов о текущей работе депутатов Парламента, руководства палат, Комитетов Парламента, подразделений Аппарата, выпуск информационных бюллетеней.
Проанализировав опыт информационных служб парламентов разных стран, в том числе опыт Государственной Думы, Парламент Кыргызстана решил строить систему информационного обеспечения депутатов Парламента с использованием сети Интернет, электронного документооборота, достоинствами которых являются экономичность, простота технического решения, удобный интерфейс.
Для решения этой задачи будет создан веб - портал (www.kenesh.kg) с двумя уровнями доступа получения информации:
служебный - предоставляющий информацию депутатам и сотрудникам Аппарата Парламента;
общественный - предоставляющий информацию широкой общественности.
Депутатам Парламента и сотрудникам Аппарата Парламента как пользователям этой сети из любой точки мира, в том числе и с компьютеров notebook, предоставляются следующие возможности:
электронная почта;
доступ в локальную сеть Парламента (Жогорку Кенеша) Кыргызской Республики;
доступ к информации Парламента (повестка дня, календарь событий, тексты документов, законопроекты и т.д.);
доступ к архивным документам Парламента;
библиотечные каталоги Парламента;
доступ к Базе данных (БД) Парламента.
Комплекс программ Базы данных разрабатывается на основе существующих программ Баз данных:
исходящая и входящая документация;
контроль исполнения решений, запросов и постановлений палат Парламента;
прохождение законопроектов;
стенограммы заседаний палат Парламента, заседаний Комитетов и парламентских слушаний;
База данных библиотеки Парламента - "Электронная библиотека" и т.д.
Сюда же будет включена документация Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств и других парламентов мира.
С помощью различных способов получения информации, ее обработки и обобщения можно:
изучать общественные процессы в их связи с деятельностью Парламента, а также общественное мнение по важнейшим направлениям законотворческой деятельности, степень связи интересов населения, общественных групп с политической деятельностью Парламента, его место и возможности влияния на социальную действительность;
включив в систему подготовки и принятия решения экспертные опросы по различным, прежде всего, юридическим и экономическим проблемам, можно получать такую информацию, которая при публичном обсуждении не всегда выявляется, что иногда приводит к неожиданным результатам при голосовании и принятии решения (например, с подготовкой экспертного опроса по принятию бюджета);
подобная практика проведения экспертных опросов позволяет экономить время в процессе подготовки и принятия решений, изучив и разрешив ряд проблем до обсуждения их на пленарных заседаниях Парламента;
для более эффективной работы палат Парламента необходимо изучать сферу деятельности депутатов и различных депутатских групп и образований Парламента, что необходимо для согласования интересов и позиций.
Важной составной частью информационного обеспечения парламентской деятельности является библиотечно-библиографическое обслуживание. Бесспорно мнение о том, что Парламенту необходима своя библиотека, и она должна иметь специализированный фонд. Это доказала практика работы нашей библиотеки. Можно даже назвать роль и место библиотеки в информационной инфраструктуре Парламента определяющими.
Парламентская библиотека - это большой информационный потенциал, который состоит в объеме и характере фондов, разнообразных по видам, формам, содержанию справочно-поискового аппарата, включающих в себя фонд справочно-библиографических пособий, электронные и карточные каталоги и картотеки, десятилетиями накопленный опыт библиотечного, справочно-библиографического и информационного обслуживания Парламента.
Парламентская библиотека не ограничивается задачами формирования уникальных фондов. Она является также общедоступным культурно-досуговым учреждением, обеспечивающим возможность удовлетворения потребностей человека в нравственном и интеллектуальном развитии, участвующим в системе социально-нравственного обучения.
Парламентская библиотека является членом библиотечной ассоциации Кыргызстана, а также имеет возможность интеграции в мировые библиотечно-информационные системы.
Создана база данных библиотеки Парламента - "Электронная библиотека", которая обеспечивает доступ через Интернет широкому кругу пользователей.
Для достижения вышеперечисленных целей Парламент сотрудничает с рядом международных организаций и структурами, которые связаны с внедрением информационных технологий.
Все эти начинания и проблемы будут касаться не только Парламента, но и других структур общества. Решение этих задач ускорит создание новой общественной формации - информационного общества.
Надеюсь, что сегодняшний обмен опытом даст новый импульс дальнейшему развитию и внедрению новых информационных технологий и плодотворному сотрудничеству и развитию связей между нашими парламентами.