АВ 2004г. Выпуск 20 Часть2 Информационно-аналитическое обеспечение деятельности законодательных органов государственной власти
Государственной Думы
ресурсов и технологий Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Одной из наиболее важных задач в обеспечении Государственной Думы является информационное обеспечение работы депутатского корпуса, палаты в целом, информационная поддержка основных направлений деятельности, а также информирование общественности о ее деятельности на основе современных информационных технологий.
В рамках общего информационного обеспечения следует отметить интегрированную информационную систему и электронные информационные ресурсы Государственной Думы. Разрешите остановиться на основных характеристиках информационной системы.
Первое. Интегрированная информационная система включает несколько составляющих: информационную, программно-техническую, коммуникационную, технологическую, организационную.
Второе. Основной целью создания информационной системы является обеспечение работы Совета Государственной Думы, депутатов, депутатских объединений, комитетов, комиссий и подразделений Аппарата. Информационная система предназначена, в первую очередь, для обеспечения законодательной и представительной деятельности палаты, а также организации информационно-коммуникационного взаимодействия с другими информационными системами органов государственной власти федерального и регионального уровней. Важной функцией является осуществление на ее основе информирование российской и зарубежной общественности о деятельности Государственной Думы, в т.ч. через сеть Интернет.
Третье. Формирование информационной системы в целом и её структурных составляющих основывается на ряде нормативных документов Государственной Думы, в том числе, Регламенте Государственной Думы, Положении об Аппарате, Основных направлениях работы Аппарата, Порядке организации и выполнения работ по информационно-технологическому обеспечению деятельности Государственной Думы,
Основных направлениях развития электронных информационных ресурсов и ряде
других документов регламентного характера.
Четвертое. Структура Государственной Думы предопределила топологию построения информационной системы в виде отдельных функциональных элементов, ориентированных на обеспечение работы подразделений Государственной Думы и ее Аппарата, которые объединены в единую корпоративную систему.
В ретроспективном плане построение информационной системы началось практически с нуля, и в полной мере было инициировано одновременно с развертыванием информационно - телекоммуникационной инфраструктуры.
Информационное наполнение системы при этом обеспечивалось одновременно по нескольким направлениям:
прежде всего, посредством внедрения средств автоматизации выполнения основополагающих функций палаты и формирование на этой основе соответствующих электронных информационных ресурсов;
формирование фонда информационно-правовых систем федерального и регионального законодательства Российской Федерации;
разработка автоматизированных систем для решения задач и функций структурных подразделений Аппарата и формирование соответствующих информационных ресурсов;
разработка других систем и баз данных, формирующих информационные ресурсы о деятельности палаты;
разработка программных технологий, позволяющих объединять работу с различными прикладными системами (и информационными ресурсами) под единую информационно-программную среду с общим иерархическим меню, через которое обеспечивается обращение пользователей со своих рабочих мест к каждому отдельному ресурсу, в т.ч. в рамках прикладных систем;
разработка программных средств, организация информационного наполнения и технологии актуализации ресурсов на сайте Государственной Думы в сети Интернет.
Важный вопрос - развитие программно - технологических средств. Оно обусловило изменения в способах представления, хранения и обработки данных в информационной системе, в результате которых произошел последовательный переход от работы с информацией в операционной системе DOS к технологиям на основе системы Windows. А начиная с 1999 года - к Web - технологии.
Таково краткое содержание информационной системы Государственной Думы.
Наиболее важным этапом в решении задач электронного информационного обеспечения деятельности Государственной Думы стало формирование и эксплуатация в рамках интегрированной информационной системы одной из основных составляющих - Фонда электронных информационных ресурсов. Фонд представляет собой интегрированную совокупность многообразных прикладных информационных систем, баз данных, ресурсов, справочных, вспомогательных файлов, объединенных на основе единой технологической среды и системы классификаторов информации с целью предоставления электронных документов и данных пользователям.
В составе Фонда объединяются информационные ресурсы, которые формируются в Государственной Думе (внутренние ресурсы), и ресурсы, предоставляемые внешними организациями (внешние ресурсы), а также информационные системы, обеспечивающие к ним доступ.
Фонд электронных информационных ресурсов распределен по тематическим рубрикам, которые при обращении к нему отображаются для пользователей в виде иерархического меню и включают на содержательном уровне следующие основные компоненты:
Состав и структура Государственной Думы -
o структура Государственной Думы в виде схемы, при выборе элементов которой осуществляется переход на соответствующие информационные страницы;
o руководящий состав Государственной Думы;
o Совет Государственной Думы;
o депутатские объединения;
o комитеты и комиссии;
o депутаты Государственной Думы;
o Аппарат Государственной Думы.
Информационные ресурсы о деятельности Государственной Думы -
стенограммы пленарных заседаний;
программы работ и порядок работы пленарных заседаний;
информация о ходе рассмотрения законопроектов и их тексты;
статистическая информация о законодательной деятельности;
информация о результатах голосования депутатов на пленарных заседаниях;
информация о планируемых мероприятиях и проведенных парламентских слушаниях;
информация о парламентских запросах и ходе их исполнения;
информация о поступивших обращениях граждан и другие ресурсы.
представлена правовыми информационными системами Правового управления Государственной Думы, НЦПИ Минюста РФ, НТЦ Система , Фирмами Гарант , КонсультантПлюс , ЗАО "Термика" (БД Кодекс ), ЮСИС и другими, включающими нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней и справочную информацию по законодательству.
включает основные показатели социально-экономического положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей народного хозяйства, данные развития отдельных государств СНГ; официальные статистические сборники и публикации Госкомстата России.
это регистрационные данные по общественным и религиозным объединениям граждан; данные о результатах выборов на федеральном и региональном уровнях, информационные материалы Центризбиркома.
включают тематические аналитические вестники, информационно-аналитические бюллетени о работе Государственной Думы, информационно-аналитические обзоры, аналитические записки, экспресс-информацию, информационные выпуски Думское обозрение , Думская панорама .
В состав Фонда включены нормативно-методические материалы, регламентирующие деятельность Государственной Думы и её Аппарата, а также другая информация.
Подробный состав и содержание ресурсов приведены в Путеводителе по Фонду электронных информационных ресурсов Государственной Думы, имеющемся в раздаточных материалах.
В части внешних электронных ресурсов, наряду с имеющимися ресурсами, используются возможности сети Интернет.
Общий объем данных Фонда, доступных в компьютерной сети Государственной Думы, превышает 20 Гигабайт. Количество баз данных, установленных в компьютерной сети, превышает 100 со средним суточным объемом обновления примерно 20-30 Мгбайт.
К ресурсам Фонда имеют доступ, кроме пользователей в компьютерной сети Государственной Думы, Совет Федерации, законодательные органы власти субъектов Российской Федерации, отдельные федеральные органы власти, депутаты из избирательных округов в регионах.
Источниками формирования Фонда являются информационные системы, разработанные для автоматизации технологических процессов парламентской деятельности, в результате которой порождаются массивы информационных ресурсов, отражающих деятельность палаты. К таким системам относятся, например: формирование планов законопроектной работы, учет прохождения законопроектов, формирование стенограмм пленарных заседаний, система голосований депутатов на пленарных заседаниях, учет состава депутатских объединений и комитетов Государственной Думы и другие. В Фонд вводятся также электронные документы и данные, подготовленные в текстовых редакторах из источников, не связанных с технологическими автоматизированными системами, а формируемые непосредственно в структурных подразделениях Государственной Думы. В составе Фонда они представлены в виде статических html или XML-страниц либо в виде полнотекстовых баз данных.
Особым направлением работ является публикация значительного объема информации о деятельности Государственной Думы на собственном сайте в сети Интернет. Информационные ресурсы, размещаемые на сайте, формируются из состава Фонда электронных информационных ресурсов во внутренней компьютерной сети. На сайте размещаются также персональные страницы депутатов, комитетов и депутатских объединений.
Фонд является источником для ведения базы данных специализированной информационно - справочной системы (СИС), сенсорные терминалы которой установлены в зданиях Государственной Думы для получения посетителями информации о работе палаты. С ресурсами Фонда работает информационно-справочная служба, выполняющая запросы пользователей на информацию и оказывающая консультации по работе с Фондом.
Развитие Фонда электронных информационных ресурсов направлено на формирование упорядоченной информационной инфраструктуры. Оно осуществляется путем интеграции и централизованного управления информационными ресурсами Государственной Думы в единой программно-технологической среде. Тем самым достигаются условия для повышения эффективности работы пользователей за счет оперативного доступа к Фонду, оптимальной навигации в составе его ресурсов и возможностей по поиску и получению максимально полной, актуальной и достоверной информации со своего рабочего места.
Формирование единой информационной инфраструктуры Фонда предполагает переход в развитии ресурсов от решения вопросов на уровне отдельных исполнителей (подразделений) к решению проблем создания ресурсов на уровне организации в целом. В этой связи системно решаются вопросы состава и функционального использования внутренних информационных ресурсов, распределения ответственности за их создание между подразделениями, а также технологии работы. Такой подход позволяет обеспечить условия для перехода от бумажного представления документов к их электронному виду.
Развитие инфраструктуры Фонда осуществляется на следующей основе:
1. Во-первых, разработка и совершенствование автоматизированных технологий, обеспечивающих функции структурных подразделений и, одновременно, создание ресурсов для включения в состав Фонда.
Для обеспечения условий по формированию и актуализации в компьютерной сети полного состава электронных информационных ресурсов о деятельности Государственной Думы определена ответственность структурных подразделений Аппарата за их создание. В части внутренних ресурсов ответственность возлагается на подразделения - источники сведений. В части внешних ресурсов ответственность несут подразделения, осуществляющие информационное взаимодействие с источниками данных. За создание ресурсов, отнесенных к функциям нескольких подразделений, ответственность возлагается на подразделение, выполняющее координирующие функции в этом процессе.
2. Во-вторых, количественные и качественные изменения состава Фонда предъявляют требования к организации доступа и работе с ресурсами. Формирование информационного ресурса, как одна из задач разработки прикладной технологии, осуществляется исходя из вида и объема исходной информации, характера функций обработки данных, возложенных на структурное подразделение, а также требований, которые определяются технологией информационного обслуживания в рамках Фонда.
Эффективное выполнение требований к информационному обслуживанию возможно при условии максимальной структуризации хранимых данных. В описании структуры хранения ресурса закладывается такая степень детализации сведений, которая необходима для обеспечения информационных потребностей пользователей. В логической структуре представления данных выделяются реквизиты, используемые для поиска и обработки. При этом учитывается необходимость установления ссылок по общим реквизитам на другие ресурсы.
Созданный ресурс включается в общее иерархическое меню информационной системы. В том случае, если в логическом представлении ресурсов имеются общие реквизиты, между ними устанавливаются соответствующие ссылки. Таким образом, в рамках Фонда осуществляется логическое объединение связанных между собой информационных ресурсов, независимо от места их физического размещения, и тем самым обеспечивается общая организация навигации для доступа к данным.
3. В-третьих, необходимо постоянное совершенствование программно - технологических средств обеспечения работы Фонда.
4. В-четвертых, расширяется практика использования электронных средств обмена информацией между подразделениями, а также получение от внешних источников необходимых исходных сведений в электронном виде в соответствии с установленными организационными, информационными и технологическими требованиями.
5. В-пятых, требуется разработка организационно - нормативных документов, регламентирующих выполнение в структурных подразделениях технологических этапов по каждой прикладной технологии, включая этапы формирования Фонда.
Одновременно с реализацией в структурных подразделениях новых технологий вводится в действие организационно - правовой механизм по представлению в Фонде вновь создаваемых документов и ресурсов электронного документооборота.
Изложенные в выступлении характеристики и направления работ, имеющиеся практические результаты, позволят осуществить поэтапное и скоординированное развитие Фонда электронных информационных ресурсов Государственной Думы как составной части общего электронного документооборота.