Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 15 Законодательное регулирование противодействия религиозному экстремизму: российский и зарубежный опыт


2. Система российского законодательства в сфере предупреждения и  противодействия террористической и экстремистской деятельности

           Основой правовой базы по проблемам противодействия любым формам экстремизма и терроризма является  Конституция Российской Федерации, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст.ст.13, 29).
              
           Основания и порядок привлечения к ответственности за экстремистскую деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, средств массовой информации, иных организаций, а также должностных лиц и граждан определены в законах, регулирующих деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений - Федеральном законе  от  19 мая 1995 года 82-ФЗ   Об общественных объединениях и Федеральном законе от 11 июля 2001 года 95-ФЗ О политических партиях , а также в Уголовном кодексе Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях,  Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и других законах.
           
     Федеральный Закон от 25 июля 1998 года   130-ФЗ О борьбе с терроризмом как специализированный нормативный акт, регулирующий порядок реализации государственной политики в данной сфере, определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом государственных органов и общественных объединений, а также ответственность организаций за террористическую деятельность.
     
           Федеральный закон от 13 декабря 1996 года 150-ФЗ Об оружии , дополняя антитеррористическое законодательство Российской Федерации нормами о противодействии незаконному обороту оружия, регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации.

           Федеральные законы  от 25 июля 2002 года - 114-ФЗ О противодействии экстремистской деятельности и   112-ФЗ О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности закрепляют основные положения государственной политики противодействия всем формам экстремистской деятельности, устанавливают меры ответственности за ее осуществление, а также предусматривают осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению действий экстремистского характера, к которым, в частности, относится:
     объявление предостережения руководителю общественного или религиозного объединения либо иной организации о недопустимости осуществления экстремистской деятельности;
     вынесение письменного предупреждения общественному или религиозному объединению либо иной организации о недопустимости осуществления экстремистской деятельности в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности признаков экстремизма;
     приостановление деятельности общественного или религиозного объединения в случае осуществления им экстремистской деятельности, повлекшей за собой  нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу, государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности;
    вынесение предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору) о недопустимости распространения экстремистских материалов в случае их распространения через средства массовой информации.

          Федеральный закон от 26 сентября 1997 года 125-ФЗ О свободе совести и о религиозных объединениях , регулирующий правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, определяет важнейшие основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства.

    На принятие Россией международных обязательств в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом направлены законодательные акты, ратифицирующие международно-правовые документы о борьбе с терроризмом:
    Федеральный закон от 7 августа 2000 года 121-ФЗ   О ратификации Европейской Конвенции о пресечении терроризма ;
           Федеральный закон от 13 февраля 2001 года 19-ФЗ   О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом ;
            Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 88-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма";
    Федеральный закон от 10 января 2003 года N 3-ФЗ "О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом" и др.

    К указам и распоряжениям Президента Российской Федерации  в сфере борьбы с терроризмом экстремизмом относятся:
    Указ Президента Российской Федерации от 22 января 2001 года   61 "О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации";
          Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2003 года N 715 "О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации";
          Указ Президента Российской Федерации от 17 июня 2003 года N 680 "О центральных компетентных органах Российской Федерации, ответственных за выполнение Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом" и др.
      
           Ряд постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации  координируют деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам борьбы с терроризмом, например:
         Постановление   Правительства    Российской  Федерации   от    10  декабря  2002 года 880 Об  утверждении Положения о Федеральной антитеррористической комиссии ;
          Постановление   Правительства  Российской Федерации от 6 февраля 2001 года N 90 О порядке осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции и др.
    
           В Концепции национальной безопасности Российской Федерации , утвержденной   Указом    Президента   Российской  Федерации от 10 января 2000 года 24, особо подчеркивается важность нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма, а также необходимость эффективного сотрудничества с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, с международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом.

     В некоторых субъектах Российской Федерации приняты законы, определяющие правовые основы, формы и методы противодействия политическому и религиозному экстремизму, а также принципы ответственности граждан и организаций за политический и религиозный экстремизм. Это, например:
    Закон  Карачаево-Черкесской Республики от 4 мая 2000 года 6-РЗ "О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории КЧР";
     Закон Республики Дагестан от 16 сентября 1999 года 15 О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан ;
     Закон Кабардино-Балкарской Республики от 1 июня 2001 года "О запрете экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности" и др.
    
     В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы и иные нормативно-правовые акты, которые устанавливают административную ответственность за нарушения общественного порядка, выражающиеся в изготовлении, распространении, демонстрации и ношении нацистской символики на территории своих субъектов. Это, например:
    Закон  г. Москвы от 15 января 1997 года 1 Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы ;
    Закон Московской области от 25 октября 1999 года 71/99-ОЗ Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории Московской области ;
    Закон Санкт-Петербурга от 17 апреля 2000 года 154-13   Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории Санкт-Петербурга ;
    Закон Ивановской области от 19 апреля 1995 года "Об ответственности за разжигание социальной, расовой и национальной розни, иных проявлениях фашизма и политического экстремизма" и другие.   
     
     Существующая  система  российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом.
           Однако имеющийся потенциал мер правового противодействия терроризму не всегда используется в полной мере в силу недостаточной эффективности правоприменительной деятельности, а также в связи с существующими пробелами в законодательном регулировании борьбы с терроризмом, что требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы с учетом международного и зарубежного опыта.