АВ 2004г. Выпуск 10 Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом: российский и зарубежный опыт
Международное сообщество отрицает вооруженный экстремизм и терроризм как средство для достижения политических целей. Борьба с этими явлениями провозглашена ООН одной из приоритетных задач своей деятельности.
Основными направлениями противодействия терроризму являются:
создание международной правовой базы как важнейшего условия для осуществления согласованных и результативных антитеррористических действий;
формирование международных антитеррористических центров и привлечение вооруженных сил для борьбы с экстремизмом;
оздоровление социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся основными источниками вооруженных конфликтов.
Процесс становления международного сотрудничества в противодействии терроризму, формирования его основополагающих принципов и норм прошел через
определенные исторические этапы.
Первые многосторонние усилия государств на этом направлении относятся к концу 20-х - второй половине 30-х годов нашего столетия.
В 1937 году под эгидой Лиги Наций была завершена разработка Конвенции о предупреждении терроризма и наказании за него, а также Конвенции о создании международного уголовного суда. Обе Конвенции так и не вступили в силу, но многие их положения легли в основу становления действующих принципов и норм международного сотрудничества в борьбе с терроризмом: неотвратимость наказания преступников, универсальная юрисдикция, положения о взаимном обмене соответствующей информацией и др.
Современные параметры международного сотрудничества государств в сфере борьбы с терроризмом в основном сложились в послевоенный период.
К настоящему времени сформировалась система международного противодействия терроризму, которая включает в себя сотрудничество на глобальном и региональном уровнях, а также на двусторонней основе.
Принципы борьбы с терроризмом и важность объединения государств для противодействия терроризму раскрыты в целом ряде международно-правовых документах:
Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14 сентября 1963 г.);
Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 г.);
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г.);
Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14 декабря 1973 г.);
Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 г.);
Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17 декабря 1979 г.);
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10 марта 1988 г.);
Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.);
Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.);
Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.) и др.
Основные направления борьбы с терроризмом сформулированы в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9 декабря 1994 г. "Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма", где отмечено, что акты, методы и практика терроризма представляют собой грубое пренебрежение целями и принципами ООН, что может угрожать международному миру и безопасности, ставить под угрозу дружественные отношения между государствами, препятствовать международному сотрудничеству и вести к подрыву прав человека, основных свобод и демократических основ общества.
На региональном уровне вопросы сотрудничества в борьбе с терроризмом рассматриваются в рамках СБСЕ, ЕС, Совета Европы, Организации американских государств (ОАГ), Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) и др.
Одним из важнейших направлений в области борьбы с терроризмом является объединение усилий государств-участников СНГ.
Позитивным результатом сотрудничества стран СНГ является разработка и подписание ряда документов, которые создают необходимую юридическую базу для практической работы по противодействию терроризму, разработки сопряженного законодательства стран в борьбе с терроризмом.
Учитывая, что тенденция к интернационализации террористической деятельности делает настоятельно необходимым принятие надлежащих согласованных на международном уровне ответных мер глобального характера, государства-участники СНГ 4 июня 1999 г. подписали Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом.
Для обеспечения координации и взаимодействия своих действий в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма и иных проявлений экстремизма 20-21 июня 2000 г. государствами-участниками СНГ было принято Решение о создании Антитеррористического центра государств-участников Содружества Независимых Государств, а также утверждена Программа государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2000 г. 1643-р был утвержден План мероприятий по реализации Программы государств - участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года.
Несмотря на единодушие стран-членов ООН в оценке опасности терроризма, выстроить адекватную систему противодействия терроризму пока не удается.
Сегодня все же имеется противоречие между единым криминальным пространством и разрозненностью усилий правоохранительных органов различных государств в оперативно-розыскном и информационном обеспечении борьбы с терроризмом, которые пока еще не успевают за развитием криминальных процессов из-за слабого взаимодействия между многочисленными международными общественными организациями.