Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 10 Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом: российский и зарубежный опыт


2. Система российского законодательства в сфере предупреждения и противодействия террористической деятельности

           Основой правовой базы по проблемам противодействия любым формам  терроризма является  Конституция Российской Федерации, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

                  
           Основания и порядок привлечения к ответственности за терроризм и преступления террористического характера установлены в Уголовном кодексе Российской Федерации, в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и др.
           Так, в соответствующих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации содержатся нормы, которые при определенных обстоятельствах могут быть применены в борьбе с крайними проявлениями экстремизма (ст. ст. 208, 210, 212, 214, 239, 280, 282, 354 УК и др.).
     
     Федеральный Закон от 25 июля 1998 г.   130-ФЗ О борьбе с терроризмом как специализированный нормативный акт, регулирующий порядок реализации государственной политики в данной сфере, определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом государственных органов и общественных объединений, а также ответственность организаций за террористическую деятельность.
     
           Группа федеральных законов дополняет антитеррористическое законодательство Российской Федерации нормами о противодействии отдельным видам преступной деятельности: незаконному обороту оружия, экстремизму и др.
           Среди них следует назвать Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. 150-ФЗ Об оружии , регулирующий правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации и направленный на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

           Федеральные законы от 25 июля 2002 г.: 114-ФЗ О противодействии экстремистской деятельности и   112-ФЗ О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности закрепляют основные положения государственной политики противодействия всем формам экстремистской деятельности, устанавливают меры ответственности (уголовной, административной и гражданско-правовой) за ее осуществление, а также предусматривают осуществление комплекса  профилактических мер по предупреждению действий экстремистского характера.     
     К последним, в частности, относится: вынесение письменного предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности; приостановление деятельности общественного (религиозного) объединения в случае осуществления им экстремистской деятельности, повлекшей за собой причинение вреда личности, обществу, государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, до рассмотрения судом заявления о ее ликвидации (запрете); объявление предостережения руководителям политических партий, общественным (религиозным) объединениям; вынесение предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору) о недопустимости распространения экстремистских материалов в случае их распространения через средства массовой информации.

          Среди федеральных законов можно назвать нормативные акты, ратифицирующие международно-правовые документы о борьбе с терроризмом. Особенность этих законов состоит в том, что они констатируют факт принятия Россией новых международных обязательств в сфере борьбы с терроризмом.
     Для обеспечения неотвратимости уголовного преследования и наказания лиц, совершивших террористические акты, 7 мая 1999 г. Российская Федерация подписала Европейскую Конвенцию о пресечении терроризма  от 27 января 1977 г., а 7 августа 2000 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон   121-ФЗ   О ратификации Европейской Конвенции о пресечении терроризма .
    
     15 декабря 1997 г. на  52-ой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была принята Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, призванная  укрепить международное сотрудничество между государствами в разработке и принятии эффективных мер по предупреждению актов терроризма с использованием взрывных устройств и уголовному преследованию виновных в совершении таких деяний.
           13 февраля 2001 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон 19-ФЗ   О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом , что является подтверждением приверженности России курсу на бескомпромиссную борьбу с актами терроризма, развитие международного сотрудничества в этой области.

          Учитывая настоятельную необходимость в укреплении международного сотрудничества между государствами в деле разработки и принятия эффективных мер по недопущению финансирования терроризма, а также борьбе с ним путем преследования и наказания совершающих его лиц, 3 апреля 2000 г. Российская Федерация подписала Международную Конвенцию о борьбе с финансированием терроризма, принятую Генеральной Ассамблеей Организации  Объединенных   Наций 9 декабря  1999 г.  
           10 июля 2002 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон N 88-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма".

       Подписанная Российской Федерацией 15 июня 2001 года Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом регулирует взаимодействие правоохранительных ведомств и спецслужб государств-участников в  борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также регламентирует такие ключевые направления и формы сотрудничества, как обмен информацией, осуществление оперативно-разыскных мероприятий, принятие совместных мер по пресечению поставок вооружения и боеприпасов террористическим группировкам, их финансирования и мер по прекращению деятельности центров подготовки боевиков.
    10 января 2003 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон N 3-ФЗ "О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом".

    Среди указов и распоряжений Президента Российской Федерации  в сфере борьбы с терроризмом можно выделить:
    Указ Президента Российской Федерации от 22 января 2001 г. 61 "О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации";
    Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2002 г. 1291 "О компетентном органе Российской Федерации, осуществляющем официальные контакты с Антитеррористическим центром государств - участников Содружества Независимых Государств";
           Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 715 "О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации";
          Указ Президента Российской Федерации от 17 июня 2003 г. N 680 "О центральных компетентных органах Российской Федерации, ответственных за выполнение Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом" и др.
      
            Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации  координируют деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам борьбы с терроризмом. Это, например:
           Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 г. 660 "Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности" (с изменениями от 9 сентября 1999 г., 4 апреля 2002 г., 6 февраля 2004 г.);
            Постановление   Правительства    Российской  Федерации   от    10  декабря
2002 г. 880
Об  утверждении Положения о Федеральной антитеррористической комиссии";
           Постановление   Правительства  Российской Федерации от 6 февраля 2001 г. N 90 "О порядке осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции";
    Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 г. N 58 "О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом" и др.
    
            В Концепции национальной безопасности Российской Федерации , утвержденной   Указом    Президента   Российской  Федерации от 10 января 2000 г.
24,
особо подчеркивается необходимость эффективного сотрудничества с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также  с международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом. При этом следует, шире используя международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм противодействия международному терроризму.
     
     В некоторых республиках Российской Федерации приняты законы, определяющие правовые основы, формы и методы противодействия политическому и религиозному экстремизму, а также принципы ответственности граждан и организаций за политический и религиозный экстремизм. Это, например:
    Закон  Карачаево-Черкесской Республики от 4 мая 2000 г. 6-РЗ "О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории КЧР";
     Закон Республики Дагестан от 16 сентября 1999 г. 15 О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан ;
     Закон Кабардино-Балкарской Республики от 1 июня 2001 г. "О запрете экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности" и др.
    
     В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы и иные нормативно-правовые акты, которые устанавливают административную ответственность за нарушения общественного порядка, выражающиеся в изготовлении, распространении, демонстрации и ношении нацистской символики на территории своих субъектов. Это, например:
    Закон  г. Москвы от 15 января 1997 г. 1 Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы ;
    Закон Московской области от 25 октября 1999 г. 71/99-ОЗ Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории Московской области ;
    Закон Санкт-Петербурга от 17 апреля 2000 г. 154-13   Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории Санкт-Петербурга ;
    Закон Ивановской области от 19 апреля 1995 г. "Об ответственности за разжигание социальной, расовой и национальной розни, иных проявлениях фашизма и политического экстремизма" и другие.   
     
     Существующая  система  российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом.
           Однако имеющийся потенциал мер правового противодействия терроризму не всегда используется в полной мере в силу недостаточной эффективности правоприменительной деятельности, а также в связи с существующими пробелами в законодательном регулировании борьбы с терроризмом, что требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы с учетом международного и зарубежного опыта.