Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 10 Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом: российский и зарубежный опыт


Религиозный экстремизм: сущность, разновидности, причины активизации

     
     Религиозный экстремизм понимается как социально-политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития, исходя из религиозно-правовых норм и догм. Как приверженность к крайним взглядам и действиям, он проявляется в крайней нетерпимости к представителям различных конфессий либо жестоком противоборстве в рамках одной конфессии (внутриконфессиональный и межконфессиональный экстремизм) и зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий.
     Основной целью религиозных экстремистов является признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через принуждение других к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей целью создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населения религии.
    
     Религиозный экстремизм практически никогда не выступает в чистом виде . Как правило, истинной причиной религиозных конфликтов были и есть экономические и политические интересы, которые камуфлируются в благообразные религиозные одежды.
     Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом,  суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы "своей" цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей "истинный облик".
     Квинтэссенция идеологии и политических устремлений ваххабизма - это установление исламского теократического государства, объединение полиэтнического мусульманского Северного Кавказа на основе "чистого ислама", т.е. ислама вненационального, избавленного от влияния горского обычного права (адатов), национальных традиций, пережитков политеизма и этнопатриархального менталитета.
     
     Главная причина активизации экстремистского крыла в исламском движении, по мнению большинства исследователей, кроется в негативной реакции традиционалистских обществ, которые представляют собой подавляющее большинство мусульманских стран, на попытки модернизации по западным или социалистическим моделям, в поисках этими обществами своего самобытного, "третьего" пути в современном мире.
    В числе факторов, оказавших наиболее существенное влияние на рост  экстремистских групп и активизацию деятельности группировок радикального исламского движения в современном мире, исследователи  называют:
    все большее обострение социально-экономического положения в исламской зоне мирового сообщества, углубление разрыва между богатым Севером и бедным Югом, неспособность вырваться из пут отсталости, догнать развитый мир;
    обнищание и бесправие большинства населения мусульманских стран на фоне коррупции правящих элит и госаппарата;
    отсутствие в мусульманском мире альтернативы исламизму в виде влиятельных демократических оппозиционных движений;
     покровительство и финансирование исламистских группировок отдельными государствами;
     рост глобального конфликта между социополитическими культурами  мусульманского мира и США как ведущего элемента западной культуры.
    
     В научной литературе отмечается сложность и многообразие различных форм
религиозных организаций, от умеренных до ультрарадикальных, которые не только теоретически допускают насилие, но и прибегают к нему на практике, зачастую представляя его в качестве джихада.
    Общественно-политические движения и партии исламского направления, как отмечают исследователи проблем радикального ислама, достаточно четко дифференцируются по методам их деятельности.
     С одной стороны, существуют организации благотворительные, просветительские, культурные и даже политические, которые действуют в рамках законов их стран, занимают лояльную позицию по отношению к существующей власти, считают неприемлемыми для себя любые формы насилия.
    
     Однако, имеется целый ряд объединений, которые находятся в оппозиции, часто непримиримой, к режимам в соответствующих странах. Это экстремистские неправительственные религиозно-политические организации (НРПО), которые, как правило, ставят перед собой задачу либо свержения этих режимов, либо политико-государственного самоопределения мусульман, не исключая при этом использования насилия, представляемого ими в качестве джихада.
     Среди этих организаций - Братья-мусульмане в разных арабских странах, Хамас на землях Палестинской автономии, Хезболлах в Ливане, Исламская партия возрождения в Таджикистане, ваххабитские исламские джамааты на Северном Кавказе и т.д.
    
     При изучении исламских НРПО исследователи выделяют их идеологическую и политическую ориентацию.
     В идеологии практически всех НРПО просматриваются два основных направления: умеренное и экстремистское, причем первое предпочитает отмежевываться от экстремистов, демонстрирует желание сотрудничать с властями, хотя реально те и другие стремятся к реализации идеи построения исламского государства .
     При этом учитывается:
    конфессиональная (религиозно-общинная) принадлежность членов неправительственных организаций (шииты, сунниты, ваххабиты и т.д.);
     зависимость НРПО от какого-либо государства или группы государств, стремящихся путем использования терроризма оказать воздействие на правящие режимы других государств (как это имело и продолжает еще иметь место, например, с целой группой проиранских НРПО, в частности палестинской Джихад ислами , ливанской Хезболлах и т.д.);
     географические границы, в которых действует данная организация (регион или отдельно взятая страна) и т.д.
    
     Важной особенностью ряда экстремистских НРПО является наличие в них фактически двух организаций - открытой и тайной, законспирированной, что позволяет им лучше маневрировать, быстро менять методы деятельности при изменении обстановки.
    
     Неправительственные исламские организации классифицируются и в зависимости от используемых или объявляемых форм и методов деятельности - насильственных или ненасильственных. Сторонников насильственных акций (экстремистов) отличает:
    высокая степень готовности к осуществлению диверсионно-террористических акций, сопровождающихся массовыми жертвами и разрушениями;
     чрезвычайный накал религиозного фанатизма членов террористических организаций, вплоть до массового участия в акциях боевиков-смертников;
     поиск экстремистскими группами контактов и путей сближения со своими единомышленниками с целью создания единой наднациональной организации в форме исламского интернационала (например, Мировой фронт джихада Усамы бен Ладена) и др.
    
     Некоторые исследователи проблем экстремизма в современном исламе представляют следующую типологию радикальных исламских групп:
     революционеры (НРПО, нацеленные на свержение существующих правительств в мусульманских государствах);
     национал-либералы (НРПО, которые, с одной стороны, стремятся к установлению исламского правления у себя в стране, а с другой - их политика направлена на борьбу с внешними силами, например, палестинские Хамас и Джихад ислами , ливанская Хезболлах и т.д.);
    реформисты (НРПО, ориентирующиеся в основном на парламентские формы работы, противники акций насилия).
    
     Наибольшую опасность для мирового сообщества представляют неправительственные исламские организации экстремистской и террористической направленности.
     В зависимости от характера и направленности деятельности, поставленных целей в научной литературе приводится следующая их классификация:
    международные организации, как правило, фундаменталистской направленности, выступающие под панисламистскими лозунгами, которые отличают большая численность, наличие разветвленной инфраструктуры, разнообразие форм и методов деятельности (наиболее крупная организация такого рода - ассоциация Братья-мусульмане  - аль-Ихван аль-Муслимш );
    проиранские экстремистские и террористические формирования ( Джихад ислами , Хезболлах и др.);
    афганские религиозно-экстремистские организации;
    организации, в доктринально-идеологических обоснованиях которых лежат идеи этноконфессионального синтеза ( Талибан в Афганистане, Баз Курт в Турции и т.д.);
    многочисленные экстремистские группы и отряды личной ориентации и окраски, существующие в большинстве государств исламского мира и преследующие, как правило, свои политические, национальные и иные интересы;
    подставные террористические организации, сформированные зачастую западными спецслужбами для выполнения специальных акций по физическому устранению или захвату политических деятелей, углублению противоречий между неугодными им движениями и т.д.
    
     Госдепартамент США обнародовал перечень 28 организаций, которых он официально считает террористами. К ним относятся: Организация Абу-Нидаля, Группа АБУ-Сайяфа, Вооруженная Исламская группа, Аль-Каида Усамы бен Ладена, египетские Апь-Джихад и Гама Аль-Исламия , Харакат Аль Моджахеддин из Кашмира, ХАМАС и Хезболлах, Исламское движение Узбекистана, Палестинский исламский джихад. Это также многочисленные ответвления от ООП - Фронт освобождения Палестины, Народный фронт освобождения Палестины, Народный фронт освобождения Палестины - Общее командование и др.
    
     Генеральная прокуратура Российской Федерации назвала  действующие на территории России террористические организации, наносящие наибольший ущерб безопасности Российской Федерации. Это: "Высший военный Маджлисуль Шура  Объединенных сил моджахедов Кавказа" (Чеченская Республика, руководитель Ш.Басаев); "Аль-Каида"(руководитель Усама бен Ладан); "Конгресс народов Ичкерии и Дагестана" (Чеченская Республика, руководители Ш.Басаев и М.Удугов); "Асбат аль-Ансар" (Ливан); "Священная война" ("Аль-Джихад", Египет); "Исламская группа" "Аль-Гамаа аль-Исламия, Египет); "Братья -мусульмане" ("Аль-Ихван аль Муслимун", международная); Партия исламского освобождения" ("Хизб ут-Тахрир  аль Ислами", международная); "Лашкар-И-Тайба" (Пакистан); "Исламская группа" ("Джамаат-и-Ислами", Пакистан); "Движение Талибан" (Афганистан); "Исламская партия Туркестана (бывшее Исламское движение Узбекистана); "Общество социальных реформ" (Джамият ал-Ислах аль Иджтимаи", Кувейт); "Общество возрождения исламского наследия" (Джамият Ихъя ат-Тураз аль-Ислами", Кувейт); "Дом двух святынь" ("Аль -Харамейн", Саудовская Аравия).   
     
     В  научной литературе приводится типологизация НРПО по этапам их эволюции, которые четко маркируют организации разных поколений по степени радикализации их идеологических доктрин и эскалации политической практики насилия, нацеленных на достижение исламистами власти в масштабах анклава, отдельной страны, а также на региональном или даже глобальном уровне.
     На основании предлагаемого эволюционного подхода исследователи выделяют четыре поколения (волны, этапа) в развитии неправительственных религиозно-политических организаций:
     НРПО первого поколения: первая из международных НРПО фундаменталистской направленности, наиболее авторитетная и разветвленная в исламском мире - египетская ассоциация "Братья-мусульмане (БМ);  образованная на их базе филиальная сеть в других мусульманских странах, а также организации, отпочковавшиеся от БМ, но придерживающиеся идейных установок Братьев ;
     организации второго поколения, возникшие в ходе борьбы арабов с сионистской экспансией на Ближнем Востоке под влиянием идей исламской революции в Иране (палестинская Джихад ислами , ливанская Хезболлах ) и др.;
    НРПО третьего поколения, развившиеся в ходе событий в Афганистане, начиная с апреля 1978 г. по настоящее время (религиозно-политическое движение Талибан );
     структуры последнего, четвертого поколения, представляющие собой международные радикальные исламские группировки, стремящиеся консолидировать, контролировать и управлять практически всеми экстремистскими НРПО мусульманского мира ( Аль-Каида и Мировой фронт джихада ).