АВ 2004г. Выпуск 10 Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом: российский и зарубежный опыт
Законодательство США по борьбе с терроризмом
В структуре федерального законодательства США вопрос о терроризме фигурирует в различных актах.
Нормативная правовая база США, регламентирующая вопросы борьбы с терроризмом, включает законодательные акты двух уровней: действующие на всей территории США (общефедеральные) и действующие на территории конкретного штата как самостоятельная система.
Общие принципы борьбы и использования военных структур США во внутригосударственных кризисных ситуациях содержатся в американской Конституции, сводах законов и федеральных законоположений.
Конституция США, включая поправки, содержит ряд уголовно-правовых норм общего характера, которые имеют отношение к различным видам преступлений, в том числе и к терроризму. Это нормы, запрещающие принимать билли об опале и законы expost facto (ст. 1 разд. 9); нормы, регламентирующие вопросы выдачи (ст. 4 разд. 2); нормы, запрещающие штатам лишать кого-либо жизни, свободы или собственности без законного судебного разбирательства (поправка XIV разд. 1) и взыскивать чрезмерные штрафы, налагать жестокие и необычные наказания (поправка VIII) и др.
Вопросы, относящиеся к борьбе с терроризмом, отражены в различных нормативных актах:
Федеральный закон о гражданской авиации (1958 г.);
Закон о борьбе с терроризмом (1990 г.);
Закон о борьбе с международным терроризмом (1984 г.);
Закон о контроле над преступностью (1990 г.);
Закон об усилении борьбы с терроризмом в США и за их пределами
(1993 г.);
Закон о борьбе с терроризмом и применении смертной казни (1996 г.);
Закон о правосудии для жертв терроризма (1998 г.);
Акт о патриотизме США (2001 г.) и др.
Положения большинства правовых актов включены в Свод законов США - единый консолидированный акт. Титул 18 этого документа (преступления и уголовная процедура) содержит специальную главу (chapter 113В), посвященную различным вопросам, связанным с терроризмом - юрисдикции, ответственности, соучастию, финансовым сделкам с террористическими организациями и др.
Кроме того, часть вопросов терроризма вошла в иные титулы Свода законов США - титул 22 (наркотерроризм, полномочия министра юстиции и генерального прокурора, визовые ограничения для лиц, причастных к террористическим действиям и т.д.); титул 8 (высылка террористов); титул 5 (пособия федеральным служащим за опасность, которой они подвергаются, находясь за границей); титул 42 (ядерный терроризм) и др.
При этом терроризм определяется как незаконное использование силы или насилия против лиц или собственности с целью запугивания или принуждения правительства, гражданского населения для достижения политических или социальных целей.
Террористическим актом может быть признано совершение или попытка организации взрыва, вооруженного ограбления, поджога, убийства, нападения, ракетного удара, захвата транспортных средств, зданий, заложников, зданий посольств. Все эти действия караются Федеральным законом или законами штатов и могут быть признаны террористическими действиями в зависимости от мотивов.
Захват заложников или террористические акты, направленные против граждан США, совершаемые за пределами их территории или действия с целью принудить правительство США к тем или иным действиям, являются федеральными преступлениями.
Закон США 1996 г. о борьбе с терроризмом и применении смертной казни подробно регламентирует правовые и организационные вопросы борьбы с международным и внутренним терроризмом.
Закон предусматривает ужесточение ограничений на выдачу виз иностранным гражданам, уличенным в связях с террористами, а также на права иностранных авиакомпаний из стран, организующих террор, совершать рейсы в США.
Закон содержит ряд положений, имеющих отношение к уголовным кодексам США. В него включены такие важные положения, как отнесение к категории уголовных правонарушений действий по сбору средств или организации другой материальной поддержки иностранным террористическим организациям, введение законодательства для конвенции о пластиковой взрывчатке и т.д.
Госсекретарь США (по согласованию с министром юстиции) может причислить организацию к числу иностранных террористических организаций в том случае, если установлено, что террористическая деятельность организации создает угрозу безопасности граждан США или безопасности самих США.
В Законе предусматривается применение штрафов и/или лишение свободы до 10 лет в отношении граждан США, вступающих в финансовые сделки с правительствами стран, отнесенных к категории государств-террористов.
Закон содержит требование о том, чтобы представители США, являющиеся исполнительными директорами международных финансовых институтов, использовали голос, которыми обладают Соединенные Штаты, чтобы противодействовать предоставлению любых заемных средств государствам, находящимся в списке террористов. К числу таких институтов относятся: Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международный валютный фонд, Межамериканский банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Африканский банк развития, Африканский фонд развития, а также любые другие аналогичные институты.
Закон называет преступлением акты терроризма, совершенные с нарушением национальных границ. К их числу относятся акты как на территории США, так и за их пределами (например, заговор иностранной террористической группы с целью убийства на территории США, похищения людей, нанесения увечий, покушения на собственность или покушения на государственных служащих или государственную собственность).
Министр юстиции отвечает за расследование преступлений террористического характера, совершаемых на федеральном уровне, которые определены как преступления, совершенные с расчетом повлиять на государственное управление путем запугивания или принуждения, или путем отмщения за определенные действия властей; преступления, в отношении которых имеются определения в американском законодательстве, такие, как уничтожение или разрушение воздушных судов, нападение на официальных представителей иностранных государств, лиц, официально приглашенных в США, а также лиц, пользующихся международной защитой.
Положение в области правового регулирования борьбы с терроризмом не могло не измениться после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г.
Через два месяца после этой катастрофы и введения в стране чрезвычайного положения Президент США издал указ (President Issues Military Order) от 13 ноября 2001 г. "О задержании, обращении и рассмотрении дел в отношении неграждан в ходе войны с терроризмом".
В пункте "д" ст. 1 данного указа отмечается, что способность американского государства защитить себя и своих граждан от дальнейших террористических актов в значительной степени зависит от использования вооруженных сил в процессе поимки и установления личности террористов и тех, кто стоит за ними.
Наряду с указом Президента от 13 ноября 2001 г., следует назвать и другие нормативные акты, вызванные к жизни событиями 11 сентября 2001 г. и направленные на ужесточение мер борьбы с терроризмом. Это, например, Приказ министра юстиции США от 31 октября 2001 г., узаконивающий прослушивание конфиденциальных контактов "адвокат - клиент", а также "Акт об объединении и укреплении Америки путем предоставления надлежащих средств, необходимых для перехвата информации и воспрепятствования терроризму ( Акт США о патриотизме ) - билль, окончательно принятый Палатой представителей Конгресса США 24 октября 2001 г. и предусматривающий комплекс мер по усилению борьбы с терроризмом.
Так, в ст.101 билля включено положение о создании Антитеррористического фонда в Казначействе CША, а в ст.103 предусмотрен рост финансирования центра технической поддержки при ФБР;
В законодательстве США нашел свое закрепление термин "международный терроризм".
В титуле 18 Свода законов США содержится развернутое определение международного терроризма как (А) насильственных или иных действий, представляющих опасность для человеческой жизни, являющихся нарушением уголовного законодательства США или иного государства, при условии, что уголовное правонарушение было совершено в пределах юрисдикции США или иного государства; а также (В) действий, совершаемых с целью запугать или принудить гражданское население или оказывать влияние на политику правительства; a также (С) действий, которые имеют место изначально вне территориальной юрисдикции США или за пределами их национальных границ, но совершаемых преступниками с целью запугать или принудить США или ту страну, где находится преступник.
Это определение позволяет выделить основное свойство международного терроризма - его транснациональность, т.е. выход за рамки национальных границ или совершения террористического акта в иностранном государстве, или попытки укрыться после совершения террористического акта в другом государстве.
Стремясь адекватно реагировать на террористические угрозы, правительство США уделяет серьезное внимание созданию и поддержанию на должном уровне общегосударственной системы антитеррористических мер.
К их реализации привлекаются Федеральное бюро расследований, Министерство энергетики, Министерство обороны, Федеральное агентство по управлению в условиях чрезвычайной ситуации, Министерство здравоохранения и социального обеспечения, десятки других федеральных министерств и ведомств, их подразделения на местах, а также власти отдельных штатов.
Опыт борьбы с терроризмом в США и правовые основы его обеспечения положены в основу деятельности силовых структур многих государств.