Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 10 Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом: российский и зарубежный опыт


Законодательство Великобритании по борьбе с терроризмом

     Развитие уголовного законодательства по борьбе с терроризмом в Великобритании, имеющей значительный опыт в этой области, шло по двум основным направлениям.
    К первому направлению относилось издание уголовных законов, применяемых только на территории Северной Ирландии:
    Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1973 г.;
    законы 1975 и 1977 г.г.
, внесшие изменения в Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1973 г.;
    Закон о Северной Ирландии (молодые люди) 1974 г., предусматривавший возможность содержания в тюрьмах в ожидании суда несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет включительно, обвиняемых в совершении различного рода общеуголовных преступлений на территории Северной Ирландии;
     Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1978 г. консолидировавший нормы всего предшествующего законодательства в данной области;
    Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1996 г.
     
     На остальную территорию Соединенного Королевства первоначально распространялось действие других уголовных законов. Там действовал Закон о предотвращении терроризма (временные положения) 1974г., а затем - с аналогичным названием Законы 1976 и 1984 гг., которыми предыдущие статуты были значительно изменены и дополнены.
    
     До принятия в 2000 г. Закона о терроризме (действует с изменениями, внесенными Законом об уголовной юстиции и полиции 2001 г.) основными законами, регламентировавшими практику привлечения к уголовной ответственности за терроризм, являлись:
    Закон о предотвращении терроризма (временные положения) 1989 г. с дополнениями;
    Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1996 г.;
    Закон об уголовной юстиции (терроризм и сговор) 1998 г.

    
     Все перечисленные акты содержали оговорки о том, что они, как это видно даже из названий, представляют собой "чрезвычайные" или "временные положения", и поэтому срок их действия обычно ограничивался периодом в 12 месяцев.
     Однако министр внутренних дел Великобритании был наделен полномочием по своему усмотрению продлевать срок действия любого из этих актов (в целом или отдельных норм) на те же 12 месяцев, причем количество "продлений'' не ограничивалось законом.
     
     В 1978 г. в связи с присоединением Великобритании к Европейской конвенции по борьбе с терроризмом были изданы Закон о борьбе с терроризмом и Закон о лицах, подлежащих защите в соответствии с международным правом, содержащие  ряд важных положений уголовно-правового характера.
     Английский законодатель в процессуальной области готов идти на ограничение отдельных гражданских прав и свобод, когда речь идет о борьбе с терроризмом. Так, Закон о предотвращении терроризма (временные положения) 1989 г.  предусматривал широкие полномочия полиции, расследующей террористическую деятельность. Например, полицейский мог арестовать и обыскать без приказа любого человека, подозреваемого в причастности к террористической деятельности, связанной с Северной Ирландией или с другой территорией.
    
     Значительные изменения, касающиеся допустимости доказательств при установлении членства лица в запрещенной организации, были внесены Законом об уголовной юстиции (терроризм и сговор) 1998 г., дополнившим Закон 1989 г.  и Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1996 г.
    Согласно этим правилам таким доказательством является устное свидетельство офицера полиции в ранге суперинтенданта и выше о том, что обвиняемый принадлежит к запрещенной организации или состоял ранее ее членом. При этом Закон все же предусматривал, что, хотя такое заявление офицера полиции считается допустимым доказательством, обвинение не может строиться только на основании такого единственного свидетельства.
    
     В 2000 г. в Великобритании был принят новый Закон о терроризме, которым прежнее законодательство было реформировано и значительно дополнено. Закон 1989 г. был отменен, однако значительная часть его предписаний (с определенной модификацией) вошла в новый Закон.
    В Законе 2000 г. предусмотрено, что его основные положения впредь будут носить постоянный характер, хотя ежегодно министр внутренних дел обязан отчитываться перед парламентом о ходе его применения.
    С введением нового законодательства отпала необходимость в сохранении специальных положений, касающихся Северной Ирландии. Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1996 г. также полностью прекратил свое существование.
    
     С принятием Закона 2000 г. антитеррористические меры могут применяться не только к "ирландскому терроризму", а ко всем формам терроризма - ирландскому, международному или внутреннему, что делает этот статут всеобъемлющим. Это вытекает из того развернутого определения терроризма, которое дается в Законе.
    Под ним понимается - применение серьезного насилия (или угроза его применения) против любого лица; причинение серьезного вреда (или угроза его причинения) имуществу; создание серьезного риска здоровью или безопасности общества или его части; а также серьезное вмешательство в обеспечение жизнедеятельности общества или подрыв электронных систем, если эти действия совершаются с целью повлиять на правительство, запугать общество (или его часть) по политическим, религиозным или идеологическим основаниям.
    Если же при осуществлении своих замыслов исполнитель использует огнестрельное оружие или взрывчатые вещества, его действия являются терроризмом, независимо от наличия цели повлиять на правительство или запугать общество.
     Под действие данного закона подпадают террористические акты, совершенные не только на территории Великобритании, но и за ее пределами в отношении любых лиц и любого имущества.
     
     Другое существенное изменение коснулось списка организаций, деятельность которых запрещена на территории Великобритании: после принятия данного Закона этот список стал единым для Северной Ирландии и Великобритании и может включать также международные организации.
    
     Закон о противодействии терроризму, преступлениях и безопасности был принят в декабре 2001 г. после трагических событий, произошедших в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. в связи с необходимостью дальнейшего развития законодательства в тех областях жизни, которые особо нуждаются в дополнительной защите от терроризма.
     Закон 2001 г. наделил правительство новыми полномочиями в области: а) обеспечения возможности сбора и обмена информации, необходимой для предотвращения террористических актов, между министерствами; б) модернизации процедуры иммиграции; в) усовершенствования системы безопасности на ж/д и воздушном транспорте; д) усиления контроля за токсичными веществами, которые могут стать целью террористических актов или могут быть использованы террористами.