Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 10 Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом: российский и зарубежный опыт


Законодательство Франции по борьбе с терроризмом
    
     Французскими законодателями принят целый ряд законов и декретов, направленных на борьбу с терроризмом:
     Закон 86-1020 от 9 сентября 1986 г. О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность , который французские юристы считают основным в широкомасштабном наступлении на терроризм;
    Закон 87-542 от 16 июля 1987 г. О ратификации Европейской конвенции о наказании терроризма ;
     новый Уголовный кодекс Франции (1992 г.).

    
     Основными актами, регулирующими ответственность за террористические преступления, являются Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс, поглотившие большинство прежних нормативных актов в этой области. Эти кодексы постоянно пополняются в плане расширения круга деяний, признаваемых террористическими преступлениями.
     
     В Уголовном кодексе Франции терроризму уделено большое внимание, ему посвящен специальный раздел О терроризме .
     Под террористическими преступлениями признаются умышленные посягательства на жизнь, на неприкосновенность человека, похищение или незаконное удержание человека в закрытом помещении, а также угон летательного аппарата, судна или любого другого транспортного средства, хищение, вымогательство, уничтожение, повреждение или порча, а также деяния в области информатики и т.д., совершенные умышленно одним исполнителем или организованной группой, которая имеет цель серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора.
     Отмечается, что в чистом виде террористических преступлений не существует, есть общеуголовные, направленные на достижение особой цели и совершаемые иными методами, чем просто общеуголовные или политические преступления. И в этом случае за их совершение законом предусматривается более строгое наказание по сравнению с аналогичными преступлениями.
    
     В кодексе дается перечень преступлений, которые могут быть совершены в террористических целях, но направлены не только против лиц, но и против имущества.
    Это: умышленные посягательства на жизнь и неприкосновенность человека - предумышленное убийство, умышленное убийство, квалифицированное умышленное убийство, отравление, пытка и акты варварства, насилия и угрозы, владение вредными веществами, посягательства на свободу лица: захват и незаконное лишение свободы, сопровождаемое угрозой требование, чтобы воздушное, морское или любое другое транспортное средство отклонилось от установленного маршрута и др.
    
     Террористические акты образуют преступления по делам о боевых движениях и группах, которые могут быть связаны с какой-либо организацией, понимаемой как любое незаконное объединение людей, обладающих оружием или имеющих доступ к оружию, организованное по иерархическому принципу и способное нарушить общественный порядок.
    Кроме того, признается участием в терроризме содействие в уклонении виновных от наказаний, предоставление исполнителю или соучастнику террористического акта жилья, места укрытия, денег, средств к существованию. Образует террористический акт также подделка документов, которая облегчает совершение преступления или позволяет избежать наказания за него.
    
     Французский законодатель впервые за всю историю существования уголовного права Франции включил в Уголовный кодекс новый состав - экологический терроризм, под которым понимается умышленное введение в атмосферу, в почву, в подпочву или в воды, включая территориальные морские воды, одним исполнителем или организованной группой, имеющей целью серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора, веществ, способных создать опасность для здоровья людей, животных или для окружающей среды.
    Лица, виновные в совершении экологического терроризма, наказываются лишением свободы на срок до 15 лет и денежным штрафом. Лишение свободы увеличивается до пожизненного заключения, если деяние повлекло за собой смерть одного или нескольких людей.
    
     Уголовный кодекс Франции впервые вводит в свою репрессивную структуру уголовную ответственность юридических лиц за совершение ими как общеуголовных, так и террористических преступлений.
     Юридическое лицо, официально созданное под видом коммерческого общества, ассоциации, политического объединения, на самом деле может иметь своей целью совершение террористических актов, хотя внешне заниматься какой-либо коммерческой деятельностью. Для привлечения юридического лица к уголовной ответственности достаточно, чтобы преступление было совершено его органами или представителями.
     Уголовная ответственность юридического лица возникает и тогда, когда террористы используют в террористических целях помощь, предоставленную юридическим лицом - предоставление своего названия, репутации, помещения, товаров, материалов, документов, денег и т.д.
     
     К виновному в террористическом преступлении юридическому лицу применяются такие же наказания, как если бы оно совершило общеуголовное преступление.
     Это может быть штраф, размер которого увеличивается в пять раз по сравнению с тем, который предусмотрен за совершение аналогичного преступления для физических лиц, прекращение деятельности юридического лица, запрет на осуществление профессиональных функций, а также судебный контроль за деятельностью юридического лица. Возможно исключение его из участия в частноправовой сделке, заключаемой с государственными организациями, запрет на привлечение сбережений населения, запрет на выдачу чеков или использование аккредитивов.
     
     Помимо карательных мер, Уголовный кодекс содержит ряд статей, предусматривающих освобождение или сокращение наказаний, применяемых к террористам, которые помогают следствию, что необходимо, поскольку способствуют предотвращению подготавливаемого или подготовленного террористического акта.                  
     Уголовный кодекс предусматривает полное освобождение от уголовного наказания лица, которое пыталось совершить террористический акт, если, предупредив административные или судебные власти, оно позволило избежать совершения преступления или установить других виновных.
     Наказание участнику или исполнителю террористического акта сокращается наполовину, если, предупредив административные или судебные власти, он позволил прекратить преступные действия или избежать того, чтобы это деяние повлекло смерть человека или увечье, хотя на этот момент он уже совершил уголовно наказуемое деяние.