Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 10 Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом: российский и зарубежный опыт


 Законодательство ФРГ по борьбе с терроризмом


     В Германии вопросы борьбы с терроризмом регулируются в нескольких законодательных актах.
    Основными источниками правовых норм по борьбе с терроризмом в Германии являются Уголовный кодекс 1871 г. (в редакции 1998 г.) и Закон о судоустройстве с вводным к нему законом.
     В определенной мере таким источником может считаться также Уголовно-процессуальный кодекс ФРГ, в который в 1989 г. были внесены изменения (в частности введен институт явки с повинной), а также Закон от 11 мая 1976 г. "О компенсации жертвам насильственных деяний" (новая редакция от 7 января 1985 г.).
    Закон  от  19  декабря 1986 г.  "О  борьбе  с  терроризмом"  (Bundesgesetzblatt, 1986, 69) по существу является законом о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс ФРГ и в Закон о судоустройстве ФРГ с тем, чтобы приспособить их нормы к нуждам борьбы с терроризмом.
     По Закону от 30 сентября 1977 г. "Об изменении Вводного закона к Закону о судоустройстве"(Bimdesge-setzblatt, 1977, 66), который в юридической литературе известен еще и как Закон о запрете контактов (Kontaktsperregesetz), получили новую редакцию семь норм ( 31-37) Вводного Закона к Закону о судоустройстве в направлении ограничения возможности террористов, находящихся под арестом или в заключении, общаться друг с другом и с внешним миром.
    
          Как и многие другие западные страны, Германия в своем правовом регулировании борьбы против терроризма пошла по пути перечисления деяний, относимых к проявлениям терроризма.
         В статье 3 Закона О борьбе с терроризмом устанавливалось, что к террористическим относятся действия, преследующие цели: а) нанесения ущерба целостности, а также внешней или внутренней безопасности ФРГ; в) устранения, прекращения действия или подрыва конституционных основ; с) нанесения ущерба безопасности размещенным на территории ФРГ войскам иностранных государств-участников Североатлантического договора или присутствующим в Земле Берлин войскам одной из трех держав.
     В качестве способов совершения акций терроризма перечислялись уже криминализированные Уголовным кодексом ФРГ деяния: преднамеренное убийство ( 211 УК), убийство простого вида ( 212), взятие заложников ( 239в), квалифицированный поджог ( 307), производство взрыва применением ядерной энергии ( 310в, абз.1), злоупотребление ионизирующими лучами ( 31la, абз.2), производство опасного для жизни затопления ( 312), нападение на воздушный транспорт ( 316с, абз.1), угрожающее общественной безопасности отравление ( 319) и др.
    
     В УК ФРГ определяющей в   плане борьбы с    терроризмом    нормой  является   129а, озаглавленный "Создание террористических объединений". Лицо, которое создает такое террористическое объединение либо участвует в нем в качестве члена группировки, наказывается лишением свободы на срок от одного года до 10 лет.
     Если же виновный принимает участие в деятельности террористического объединения в качестве организатора преступлений или их инспиратора (Hintermann), то он наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 15 лет.
     Тот, кто оказывает поддержку такому объединению или вербует в него людей, наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет.
     В качестве дополнительного наказания может быть назначено лишение права занимать публичные должности.
    
     В качестве специфической профилактической меры борьбы с терроризмом Закон О борьбе с терроризмом  включил в Уголовный кодекс ФРГ 130а, имеющий подзаголовок "Подведение к совершению преступлений", когда лицо распространяет, публично выставляет, рекламирует или иным образом делает доступным сочинение, которое по своему содержанию предназначено для создания у другого человека готовности совершить то или иное из преступлений, нарушающих общественное спокойствие.
    К этой категории преступлений, помимо уже перечисленных ( 129а УК ФРГ) деяний, относятся следующие: массовые беспорядки (Landfriedensbruch), причинение тяжких телесных повреждений (включая отравление), похищение людей для вывоза за границу или обращения в рабство, разбой и разбойное вымогательство, умышленное высвобождение ионизирующих лучей, создание угрозы безопасности дорожного транспорта, разрушение телекоммуникационных сооружений, умышленное повреждение важных для обеспечения общественных нужд сооружений (дамб, водопроводов, шлюзов, мостов, транспортных путей, защитных устройств и т.п.).
    За совершение данного преступления ч. 2 130а УК ФРГ предусмотрела наказание в виде лишения свободы на срок до 3-х лет или штрафа.
    
     После событий 11 сентября 2001 г. в США германский парламент принял Закон от 10 декабря 2001 г. "О финансировании борьбы с терроризмом", предусмотревший направление денежных средств, полученных от повышения ставок налога на табак и страхового налога, на борьбу с терроризмом и Закон от 11 декабря 2001 г. "О гармонизации защиты свидетелей, которым грозит опасность", где  сказано, что лицо, без чьих показаний в производстве по уголовному делу было бы невозможно либо серьезно затруднено исследование обстоятельств дела или установление местонахождения обвиняемого, может быть с его согласия защищено мерами данного Закона, если данное лицо по причине своей готовности дать показания попадает в опасное для его жизни, здоровья, свободы или для существенной массы его имущества положение и если это лицо в состоянии подвергнуть себя мерам по защите свидетелей.
     Аналогичные меры могут быть применены также к родственникам и близким свидетеля. Защита свидетеля длится до тех пор, пока существует опасность для его интересов.
    Осуществление мер возложено на органы полиции либо на компетентные федеральные или на уровне отдельных земель организации, называемые службами защиты свидетелей, которые принимают свои решения по собственному усмотрению, но в ответ на ходатайство свидетеля и с обязательным учетом тяжести деяния и степени существующей угрозы.