АВ 2004г. Выпуск 10 Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом: российский и зарубежный опыт
Среди западноевропейских стран Испания занимает одно из первых мест по уровню террористической активности и входит в первую десятку наиболее неблагополучных в плане терроризма стран мира.
В качестве основных актов борьбы с терроризмом Испания имеет Уголовный кодекс и Королевский указ 1311/1998 "О возмещении убытков жертвам вооруженных бандитских формирований и террористических элементов".
Свое развитие антитеррористическое законодательство Испании начинает с конца XIX в. с законов против анархистов и революционных движений.
Закон от 10 июля 1894 г. расценивается испанскими юристами как первый антитеррористический закон Испании.
2 сентября 1896 г. принимается Закон о преступлениях, совершенных с помощью взрывчатых или воспламеняющих веществ.
11 октября 1934 г. принимается Закон, восстановивший смертную казнь, отмененную Уголовным кодексом 1932 г.
В период правления Франко террористические преступления с принятием 29 марта 1941 г. Закона "О государственной безопасности" слились с политическими. Данный закон предусматривал наказание в виде смертной казни (выносимое исключительно военными трибуналами) как наказание, единственно применимое в отношении террористических актов, повлекших смерть потерпевшего.
Уголовный кодекс 1944 г. инкорпорировал большую часть этих положений, но с тех пор вынесение решений по таким делам становится компетенцией не военных трибуналов, а судов общей юрисдикции.
Декретом-Законом от 18 апреля 1947 г. "О бандитизме и терроризме" рассмотрение дел о террористических преступлениях снова осуществляется военными судами.
21 сентября 1960 г. обнародован Декрет "О бандитизме и терроризме", посвященный компетенции военных трибуналов при рассмотрении дел о преступлениях, направленных против конституционных принципов и законности.
Восстановление демократии в Испании повлекло за собой изменения стратегии государства в борьбе с терроризмом, характеризуемые деполитизацией сферы преследования преступлений. Компетенция, признаваемая за Национальным трибуналом, заменившим старый Трибунал публичного порядка, специальное формирование судов общей юрисдикции с местонахождением в Мадриде - все это нововведения в области борьбы с терроризмом.
Названные изменения были закреплены в Королевском Декрете-Законе от 4 января 1977 г., который перенес их без каких-либо изменений в дополнение к Уголовному кодексу Испании, а также исключил инкриминацию (презумпцию виновности) в терроризме, содержавшуюся в Кодексе военной юстиции.
Свое развитие антитеррористическое законодательство продолжает с принятием 29 декабря 1978 г. новой Конституции Испании, ст. 55-2 которой признает конституционность определенных ограничений прав граждан, когда речь идет о предупреждении или расследовании террористических преступлений.
Следующим шагом в законодательном регулировании борьбы с терроризмом является Королевский Декрет-Закон 3/1979 "О безопасности граждан", содержащий нормы, направленные на борьбу с терроризмом, которые не вошли в Уголовный кодекс.
Уголовный кодекс Испании был дополнен (Органический закон от 4 мая 1981 г.) в части, касающейся мятежа и терроризма, созданием специфических уголовных деликтов: вступление в вооруженные банды и террористические организации, конспирация и предложение их создать, подстрекательство и восхваление подобных формирований. Нормы о терроризме выносятся за рамки Уголовного кодекса с тем, чтобы стать объектом специального закона, перегруппировавшего их в совокупность уголовных и процессуальных положений, применяемых в борьбе с терроризмом.
Этой же цели был подчинен Органический закон от 26 декабря 1984 г. "О борьбе с вооруженными бандитскими формированиями и террористическими элементами", принятый во исполнение ст. 55-2 Конституции 1978 г. Он продолжал действовать до вступления в действие в 1995 г. Уголовного кодекса Испании.
Важным нормативным актом, принятым в Испании в последние годы, является Королевский указ 1311/1998 от 28 октября 1998 г. "О возмещении убытков жертвам вооруженных бандитских формирований и террористических элементов", определяющий положения потерпевших от террористических преступлений. Данный Указ подробным образом регулирует порядок и условия выплаты материальной компенсации лицам, потерпевшим от террористических актов.
В Испании созданы специальные органы по расследованию и рассмотрению дел о террористической деятельности - Центральный следственный орган (ЦСО) и Национальный Суд, рассматривающий дела в порядке ускоренного производства.