АВ 2003г. Выпуск 35 Государственная гражданская служба Российской Федерации
Президент Российской Федерации В.В. Путин 25 сентября 2003 года внес на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ( 369418-3), подготовленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)".
Данный законопроект направлен на создание единой правовой основы государственной гражданской службы на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации как вида системы государственной службы Российской Федерации, законодательно установленной Федеральным законом от 27 мая 2003 г. 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".
В предлагаемом аналитическом вестнике проведен анализ данного законопроекта, представлены замечания и предложения по его доработке.
I. Введение
Проект федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - законопроект) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" устанавливает правовые и организационные основы государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) и правовое положение (статус) государственного гражданского служащего (далее - гражданский служащий).
Предметом регулирования законопроекта являются государственно-служебные отношения, связанные с осуществлением гражданами конституционного права на равный доступ граждан к гражданской службе и ее прохождением, профессиональная деятельность гражданских служащих по обеспечению функций и полномочий государства, полномочий государственных органов и полномочий лиц, замещающих государственные должности, правовое положение (статус) федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
Законопроект направлен на поднятие престижа государственной гражданской службы как вида профессиональной деятельности, правового и социального статуса государственных гражданских служащих и содержит ряд мер, направленных на повышение уровня оплаты труда за счет введения ряда доплат к денежному содержанию, стимулирующих эффективность и результативность работы гражданских служащих.
Законопроект состоит из преамбулы и 17 глав, объединяющих 74 статьи.
Основным отличием данного законопроекта от действующих нормативных актов о государственной службе является то, что в нем более предметно урегулированы основные отношения, устанавливающие правовые, организационные и экономические основы гражданской службы Российской Федерации. В частности, если ранее прохождение службы государственными служащими в значительной степени регулировалось нормами трудового права Российской Федерации, то с принятием данного законопроекта законодательство о труде будет применяться в случаях, когда служебные отношения не урегулированы федеральным законодательством о государственной службе и государственной гражданской службе (нормы по охране труда, оплате труда за пределами продолжительности рабочего времени и т.д.). Иные законы и нормативные акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.