Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 35 Государственная гражданская служба Российской Федерации


 XI. Правовые и социально-экономические последствия принятия законопроекта
    Принятие законопроекта "О  государственной гражданской службе Российской Федерации" позволит:
    обеспечить единый подход к правовому регулированию и организации федеральной государственной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
    упорядочить законодательную базу в области правового регулирования гражданской службы и устранить пробелы и разночтения, имеющиеся в настоящее время в законода-тельстве о государственной службе, а также сократить количество нормативных актов, регулирующих государственную службу;
    привести отдельные нормы гражданской  службы в соответствии с нормами по другим видам системы государственной службы Российской Федерации;
    повысить престиж государственной службы;
    поднять правовой и социальный статус гражданских служащих;
    повысить стабильность кадрового состава гражданской службы;
    стимулировать гражданских служащих на повышение эффективности своего труда, так как уровень оплаты труда увязывается с его результатами, при этом заработная плата в значительной мере будет соответствовать своей социальной функции;
    увеличить размеры денежного содержания  гражданских служащих.
    Предлагаемая законопроектом оплата служебной деятельности гражданских служащих, зависимость продолжительности ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска от стажа государственной службы не скажется на служащих, имеющих значительный стаж государственной службы, но затронет интересы служащих, имеющих небольшой стаж государственной службы и граждан, впервые поступающих на государственную службу.
    Введение в действие данного федерального закона не ухудшит размер денежного содержания служащих, находящихся на государственной службе, так как законопроект предусматривает, что установленный размер денежного содержания не может быть ниже размера денежного содержания действующего для служащих на день вступления настоящего федерального закона.
    Вывод: Федеральный закон "О  государственной гражданской службе Российской Федерации" может стать основополагающим законом в сфере государственной гражданской  службы Российской Федерации, закладывающий правовую основу и функционирование государственной гражданской службы Российской Федерации как вида государственной службы Российской Федерации. В то же время, необходимо отметить, что еще значительную часть вопросов, связанных с прохождением службы гражданскими служащими, законопроект предлагает регулировать нормами Трудового кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами и нормативными актами.
    
     XII. Предложения и замечания по законопроекту
    1. Предложения в законопроект
    Кроме указанных по тексту замечаний, полагали бы целесообразным при рассмотрении законопроекта "О  государственной гражданской службе Российской Федерации", на основе накопленного опыта функционирования российской государственной службы дополнить его рядом положений, а также уточнить ряд норм, носящих общий характер.
     а)  в статью 9 (подпункт 4  пункта 2) "Классификация должностей гражданской службы" внести изменение:  слово "информационное" обеспечение заменить на "информационно-технологическое(техническое)" обеспечение.
    б) понятийный  аппарат в законопроекте не в полной мере отражает административно-правовую сущность государственной гражданской службы. Ряд  терминов (понятий), используемых в законопроекте не раскрыт. Целесообразно в соответствующих статьях дать определение таким  терминам (понятиям) как: "административный  регламент государственного органа", "служебная  деятельность", "служебное  поведение", "служебная  проверка", "должностные обязанности".
     в) в статью 11 (пункт 4) внести  изменение: слово "соотношение" заменить на "соотнесение".
    г) статью 15 "Основные обязанности гражданского служащего" дополнить:
     в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации;  
     д)  Статью 54 "Стаж гражданской службы" дополнить:
     пункт  1-  периоды нахождения на альтернативной гражданской службе.
    пункт 2  - стаж государственной службы гражданскому служащему устанавливается при поступлении его на гражданскую службу комиссией государственного органа, созданной в государственном органе актом руководителя данного органа. При переводе гражданского служащего из одного государственного органа в другой установленный ранее стаж государственной службы сохраняется. Основанием для установления стажа по новому месту службы является копия приказа (распоряжения) руководителя государственного органа, в котором был установлен стаж.
    ж) предусмотреть меры материального воздействия за совершение гражданским служащим тяжкого дисциплинарного проступка. К такими мерами можно отнести: уменьшение размера либо лишение премии за определенный период службы; снижение должностного оклада до минимального размера по данной должности; снижение в должности. При этом в законе необходимо прописать  порядок (механизм) их применения, позволяющий объективно установить степень  проступка и вид взыскания. В неявном виде такая мера дисциплинарного воздействия как снижение либо лишение премии в практике государственной службы в настоящее время имеет место. Внесение в законопроект указанных мер материального воздействия и порядка их применения позволят урегулировать конфликты, возникающие между служащими и руководителями при наложении взыскания, повысить уровень исполнительской дисциплины в государственном аппарате.
    з) дополнить законопроект соответствующими нормами, устанавливающими:
    федеральный орган по вопросам государственной (гражданской) службы и его полномочия;
    правовой статус и правовое положение лиц, занимающих высшие государственные должности в системе исполнительной власти (категории "А") и распространить на них законодательство о государственной службе (если не в полной мере, то с какими ограничениями);
    пожизненное назначение гражданского служащего на государственную должность;  
     предельный возраст приема на гражданскую службу;
    порядок представления ежегодных оплачиваемых и неоплачиваемых отпусков;
    запрет в приеме на государственную гражданскую службу на условиях неполного служебного времени (0,25 или 0,5 должностного оклада), а служащим, находящимся на службе и проходящих ее на условиях неполного служебного времени, стаж государственной службы и продолжительность отпусков исчислять пропорционально отработанному времени;
    перечень заболеваний, препятствующих принятию граждан на государственную гражданскую службу и исполнению государственными гражданскими служащими должностных обязанностей, а также порядок прохождения медицинского обследования и освидетельствования.
    2. Замечания по законопроекту:
    отдельные нормы законопроекта  не корреспондируются с аналогичными нормами других видов государственных служб - военной и правоохранительной, в частности:
    максимальная продолжительность отпусков у военнослужащих также зависит от стажа, но одинакова для всех категорий должностей и не превышает 45 суток;
    Полагаем, что учет приведенных предложений и замечаний в ходе обсуждения законопроекта позволит устранить имеющиеся в нем в настоящее время пробелы и нестыковки.