АВ 2003г. Выпуск 35 Государственная гражданская служба Российской Федерации
X. Управление государственной гражданской службой
Создание государственных органов, осуществляющих функции по организации государственной службы и эффективному ее функционированию является важнейшей задачей государства. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что эффективность государственной (гражданской) службы в решающей мере зависит от организации управления данным институтом.
Одним из главных направлений реформирования государственной службы Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)" является "формирование системы управления государственной службы Российской Федерации", которая создается как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.
Как известно, любая система управления включает в себя орган управления и субъект управления. Однако, как и рамочный Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации", так и видовой законопроект "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в системе государственной службы органа управления, а именно: федерального органа по вопросам государственной службы, не предусматривают.
В отличие от Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", в законопроекте "О государственной гражданской службе Российской Федерации" отсутствует глава об управлении государственной гражданской службой Российской Федерации, хотя в первоначальных вариантах законопроектов таковая имелась.
При этом пункт 5 статьи 71 настоящего законопроекта предписывает, что до образования государственного органа по управлению государственной службой задачи и функции этого органа осуществляются государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В настоящее время, в соответствии со статьей 26 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", таким органом управления является Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации, состоящий из равного числа представителей Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, высших органов судебной власти Российской Федерации. Как показала практика, эффективность такого органа мала. Наглядным примером является тот факт, что координатором вышеуказанной федеральной программы является Администрация Президента Российской Федерации, хотя координация разработок нормативных актов по вопросам государственной службы по закону входит в полномочия данного Совета. В этой связи, со стороны ряда политических партий раздается критика, что реформа государственной службы находится в руках чиновников, без должного общественного контроля.
При принятии и введении в действие Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно статьи 72, Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" утрачивает свою силу, в результате чего Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации теряет свои полномочия и государственная служба лишается своего органа управления.
В настоящее время эту функцию реально выполняют совершенно различные государственные структуры, которые по сути являются объектами системы управления. К ним относятся:
управление кадров Президента Российской Федерации;
департамент государственной службы и кадрам Аппарата Правительства Российской Федерации;
департамент государственной службы и бюджетных организаций Минтруда России;
управление государственной службы и кадрам Минэкономразвития России;
управления (департаменты, отделы) государственной службы и кадрам федеральных министерств, государственных органов и субъектов Российской Федерации.
Вследствие этого, выпускаемые этими органами нормативно-правовые акты по вопросам государственной службы зачастую не корреспондируются между собой и имеют тенденцию регулировать государственную службу трудовым правом.
Создание федерального органа по вопросам государственной службы Российской Федерации, кроме объективной причины - необходимости выделения дополнительных финансовых средств из госбюджета, имеет и чисто субъективную - нежелание руководителей государственных органов власти, так как создание такого федерального органа ограничит их полномочия в вопросах комплектования государственных органов, тем самым создаст преграду назначения на государственные должности по принципу личной преданности.
В связи с вышеизложенным, полагали бы целесообразным иметь независимый, работающий на постоянной основе, федеральный орган по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации, передав ему полномочия Совета по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации, посредством которого Президент Российской Федерации будет осуществлять данные ему Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочия в области государственной службы.
Наличие такого органа позволит создать вертикаль управления государственной службой, в результате чего образуется действительно целостная система организации, управления и контроля за государственной службой в Российской Федерации.