АВ 2003г. Выпуск 34 Межнациональные отношения: стабилизация обстановки и мир на Северном Кавказе (по материалам круглого стола)
Уважаемые участники круглого стола !
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации по проблемам нормализации отношений между РСО-Алания и Республикой Ингушетия была проведена организационная и политическая работа по подготовке проекта Соглашения между РСО-Алания и Республикой Ингушетия, подписанного 11 октября 2002 года. Соглашению предшествовали многочисленные встречи Президентов и Председателей Правительств Республик, а также представителей общественности обеих республик с участием руководства спецпредставительства Президента Российской Федерации.
Подписание Соглашения знаменовало собой переход от противостояния через процесс постконфликтного строительства к началу формирования новой идеологии добрососедства, главным содержанием которой должны стать нормальные и конструктивные отношения между двумя народами и республиками, что позволяет с оптимизмом смотреть на возможность решения основных проблем, связанных с ликвидацией последствий осетино-ингушского конфликта.
В результате совместной деятельности федеральных и республиканских властей удалось обеспечить постепенный переход от конфликта к взаимовыгодному сотрудничеству, а также содействовать решению комплекса таких основных проблем, как возвращение вынужденных переселенцев и создание их социально-бытовой инфраструктуры. Спецпредставительством оказывается государственная поддержка по наиболее важным вопросам. Лицам, возвращающимся в Пригородный район - это открытие лицевых счетов и их оплата. С начала процесса возвращения, с августа 1994 г. по 1 января 2003 г., оказана государственная помощь в возвращении 3811 семьям вынужденных переселенцев (21152 чел.). Однако итоги работы с начала 2003 года свидетельствуют о том, что процесс возвращения вынужденных переселенцев к местам постоянного проживания практически приостановлен - за три месяца оказана государственная поддержка только 13 семьям.
Особую тревогу вызывает у нас тот факт, что недоступными для возвращения на сегодняшний день остаются населенные пункты сел Ир, Октябрьское, Южный, Чернореченское, Терк, правая часть Тарское, Редант-2, Попов Хутор, частично Владикавказ, Балта и средняя часть Чермен.
Всем известно, что во временном жилье в трудных условиях живут более 20 семей лиц ингушской национальности, которые не могут вернуться на свои подворья в село Ир. Мы поднимали этот вопрос на всех уровнях, но неоднократные наши попытки вернуть этих людей на свои подворья не увенчались успехом.
Во-первых, продолжительное время не разрешается проблема водоохранной зоны. Какие только инстанции не были у нас в переписке, какие только проверяющие из Госстроя, МПС, из всех заинтересованных министерств и ведомств не приезжали, но вопрос до сих пор остался нерешенным. И вся надежда у нас была на то, что 27 марта 2003 года этот вопрос будет рассматриваться на заседании Правительства Российской Федерации. Но, к большому сожалению, этот вопрос был отложен и опять он остался зависшим в воздухе.
Во-вторых, не удается начать возвращение непосредственно в населенный пункт Ир, о котором я говорил. 17 февраля 2003 года во Владикавказе состоялась встреча двух Председателей Правительств: Республики Ингушетия - В.А. Алексенцева и РСО-Алания - М.М. Шаталова. Ответный визит М.М. Шаталова состоялся недавно, 27 марта в Магасе, где он заверил, что им будут внесены предложения по решению проблем вынужденных переселенцев из населенного пункта Ир.
В-третьих, требуется более активное решение вопросов обеспечения интересов возвратившихся граждан, их реального равноправия во всех областях государственной и общественной жизни республики независимо от национальной принадлежности, вероисповедания и социального положения.
В-четвертых, необходимо также решать проблему обустройства беженцев, я подчеркиваю, из Южной Осетии и внутренних районов Грузии, или их возвращения в места прежнего проживания. В настоящее время они находятся в тех населенных пунктах и зачастую, в большинстве случаев живут в домах Пригородного района, где раньше проживали ингуши. И поэтому процесс возвращения в эти населенные пункты, особенно в Южный, практически приостановлен.
Процесс возвращения вынужденных переселенцев непосредственно связан со строительно-восстановительными работами и по своим темпам значительно его опережает. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года 274 подготовлен документ о государственной помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года. Была разработана и внедрена система банковских счетов для поэтапного перечисления на них средств, предназначенных для строительства, восстановления либо приобретения жилья лицам, пострадавшим в результате конфликта. С марта 1998 года по январь 2003 года открыто 4011 банковских счетов для 18923 человек или на сумму 1 млрд. 137,3 млн. руб. В настоящее время задолженность по перечислению денежных средств на открытие банковских счетов составляет более 600,7 млн. руб. В течение этого года нам запланировали из федерального бюджета денежные средства по оплате и открытию лицевых счетов для вынужденных переселенцев в сумме 202,5 млн. руб., в том числе для финансирования объектов инфраструктуры - 30 млн. руб.
Оперативная обстановка как в РСО-Алания и в Республике Ингушетия, так и в зоне бывшего конфликта характеризуется как сложная, но стабильная и контролируемая. В результате усилий, предпринятых спецпредставительством, федеральными, региональными, республиканскими органами внутренних дел, удается поступательно стабилизировать ситуацию в местах совместного проживания граждан осетинской и ингушской национальности, не допустить осложнений на межнациональной почве.
Следует отметить, что снизилось число совершенных преступлений на почве межнациональной вражды. Об этом свидетельствуют следующие цифры: в 1999 году эта цифра составляла 68, в 2001 году - 19, а в 2002 году - 9 преступлений. Продолжается работа по комплектованию отделов внутренних дел РСО-Алания лицами ингушской национальности, проживающих на территории Пригородного района. На сегодняшний день принято в органы внутренних дел 62 сотрудника, рассматривается 25 дел о приеме их на работу, чего не скажешь о других силовых структурах, в которых лица ингушской национальности практически не представлены: в прокуратуре, ФСБ, судах, налоговой инспекции, хотя многие сотрудники данных ведомств живут сегодня в Пригородном районе и ежедневно ездят на работу в Республику Ингушетия. Считаю, что они бы принесли больше пользы, в том числе и в оздоровление морально-психологического климата, если бы работали в Пригородном районе, а тем более во Владикавказе.
Пользуясь случаем, хотел бы попросить Генеральную прокуратуру Российской Федерации завершить расследование дел по фактам массовых противоправных действий и нарушений конституционных прав граждан с 1992 года, повысить персональную ответственность должностных лиц в республике за выполнение нормативных документов и достигнутых совместных договоренностей по осетино-ингушскому конфликту, обеспечить строгий и действенный контроль за соблюдением закрепленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободу передвижения, выбора места и безопасность проживания.
Современную ситуацию на Северном Кавказе можно охарактеризовать как сохраняющийся на протяжении длительного периода острый этнополитический кризис. Поэтому осетино-ингушский конфликт может быть понятен лишь в контексте широких политических преобразований, происходивших на Северном Кавказе и в целом по России. Следовательно, и пути его разрешения нужно искать не просто во взаимоотношениях между двумя народами, осетинским и ингушским, а в связи с более широкими задачами российской политики вообще и национальной политики, в частности.