Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 32 Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект (по материалам парламентских слушаний)

     ВВЕДЕНИЕ

    7 апреля 2003 года в  Государственной Думе состоялись парламентские слушания на  тему: Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект , которые были проведены Комитетом Государственной  Думы по делам национальностей совместно с Комитетом Государственной Думы по безопасности и Комитетом Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций.  
     В работе парламентских слушаний приняли участие: депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, руководители федеральных, региональных государственных структур и ведомств, представители конфессий и религиозных организаций, лидеры федеральных национально-культурных автономий, общественных организаций, специалисты и ученые, представители политических партий и общественных объединений, СМИ.
    Участники парламентских слушаний рассмотрели вопросы, связанные с проблемами совершенствования и развития правовой базы по предотвращению терроризма. При этом главное внимание уделялось этноконфессиональному аспекту предупреждения терроризма с точки зрения законодательной деятельности. На слушаниях отмечалось, что в действующем законодательстве  существует еще много пробелов в отношении ответственности за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни.
       Основной доклад на парламентских слушаниях был сделан  Председателем Комитета Государственной Думы по делам национальностей В.И.Никитиным. С содокладами выступили: заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций А.В.Чуев и Председатель подкомитета по законодательству в сфере борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом Комитета Государственной Думы по безопасности А.С.Куликов.
       На парламентские слушания выступили: заместитель Председателя Государственной Думы В.В.Лукин; заместитель Председателя Комиссии Государственной Думы по содействию политическому урегулированию и соблюдению прав человека в Чеченской Республике А.А.Аслаханов; заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей К.А.Бичелдей; член Комитета Государственной  Думы по делам национальностей Р.С.Гимаев;  Министр Российской Федерации В.Ю.Зорин; заместитель Министра труда и социального развития  Российской Федерации В.К.Варов; заместитель Генерального Прокурора Российской Федерации С.Н.Фридинский; Первый заместитель начальника Главного управления кадров и кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации Б.К.Воронко; заместитель Председателя Комиссии при Правительстве Российской Федерации по вопросам религиозных объединений А.Е.Себенцов; Председатель Духовного Управления мусульман Азиатской части России муфтий Н.Х.Аширов;  Председатель комиссии по законодательству и местному самоуправлению Костромской областной Думы С.П.Шакелина; сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата диакон М.В.Прокопенко; Председатель Конгресса еврейских обществ России З.Л.Коган; Первый заместитель Министра культуры и национальной политики Республики Башкортостан Т.А.Пушкарева; Председатель комиссии по межнациональным отношениям, связям с общественными и религиозными объединениями Народного Собрания - Парламента Республики Ингушетия А.А.Нальгиев; начальник отдела по вопросам национальностей и взаимодействию с общественными и религиозными организациями аппарата правительства Ставропольского края В.В.Шнюков; член экспертного Совета Комитета Государственной Думы по делам национальностей У.Е.Темиров; начальник управления представительства специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта В.В.Смирнов; руководитель Центра этнорелигиозных и политических исследований Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации А.В.Журавский  и другие.
     Участники парламентских слушаний констатировали, что проявления национального и религиозного экстремизма стали во многом возможными из-за непоследовательной  государственной национальной политики, проводимой органами государственной власти как в центре, так и на местах. Распад СССР наглядно продемонстрировал, что без четко продуманной, утвержденной на государственном уровне и последовательно осуществляемой государственной национальной политики нельзя успешно строить российскую государственность.
      На парламентских слушаниях было обращено внимание на то, что поликультурная и поликонфессиональная Россия переживает сегодня нелегкие времена. Большую озабоченность вызывают участившиеся проявления  национального и религиозного экстремизма:  убийства мирных граждан, в том числе  представителей разных конфессий  в Чеченской  Республике, на Северном Кавказе и других субъектах Российской Федерации,  осквернение кладбищ и синагог в некоторых российских городах, погромы, учиненные националистическими элементами, взрывы жилых зданий в Москве, Каспийске, Волгодонске и других городах, захват заложников и  др.
     Участники парламентских слушаний особо отмечали, что переход российского общества в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века от одной модели политического устройства к другой потребовал пересмотра и выработки иных подходов к законодательному регулированию межнациональных и межконфессиональных отношений.  Улучшение общей атмосферы межнациональных отношений, строительство подлинного федерализма - это вопросы, от решения которых  в значительной степени зависят построение в стране гражданского общества, укрепление межнационального и межконфессионального мира и гражданского согласия.
     В ходе дискуссии подчеркивалось, что проявления терроризма, национального и религиозного экстремизма в любых формах чужды народам России, для которых всегда были характерны взаимная поддержка, уважение национального достоинства всех народов. Работа по предупреждению проявлений терроризма и экстремизма должна вестись по всем направлениям, в том числе и в сфере образования и культуры. Демократизация российского государства и общества создает большие возможности для российских народов развивать свои национальные культуры, сохранять свои родные языки, создавать условия для их изучения и развития.      
     В выступлениях участников парламентских слушаний были рассмотрены  вопросы, касающиеся разработки механизмов координации взаимодействия по укреплению международно-правовых основ противодействия террористической деятельности.
    Участники парламентских слушаний выразили надежду, что для многонационального государства, каким является Россия, национальные и межконфессиональные отношения будут могучим фактором укрепления целостности российской государственности.
      По итогам работы были выработаны рекомендации и предложения Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, средствам массовой информации, национальным общественным объединениям и религиозным организациям. Принятые рекомендации   направлены органам государственной власти, в средства массовой информации.