Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 32 Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект (по материалам парламентских слушаний)


Выступление начальника отдела по вопросам национальностей и взаимодействию
с общественными и религиозными организациями аппарата правительства
Ставропольского края В.В. Шнюкова

                                                     Уважаемые коллеги!

     Сама история человечества убеждает нас в том, что обилие этносов не является главной причиной остроты или степени напряженности межэтнических отношений. Если бы это было так, то страной с самыми острыми межэтническими отношениями была бы Индия, где около 800 этносов или Индонезия, где их около 400.  
     И другими данными также можно подтвердить, что дело не в обилии этносов. Англия имеет четыре основные народности, но десятилетиями там длится межэтническое противостояние и льется кровь.  
     Значит, дело не в этносах, в их числе или в различии религиозных воззрений, а  в том, как выстроена национальная политика государства. Сегодня России плохо, а этническая карта просто разыгрывается и теми, кто хотел бы забрать криминальными способами материальные ценности, создававшиеся веками, и теми, кто хотел бы подгрести Россию к себе.
    В Ставропольском крае получилось так, что отдел по вопросам национальностей и взаимодействию с общественными и религиозными организациями был передан в Совет безопасности края, который вот уже пять лет ведет вопросы национальной политики. Причина этого одна - тревожное соседство с Чеченской Республикой,  и то, что край имеет границы с 8 субъектами Федерации. И эти границы непростые. Поэтому в сфере межэтнических отношений аспект безопасности на какое-то время стал главным, ведущим. Пройдет какое-то время и, по всей видимости, отдел будет переведен вновь непосредственно в состав аппарата Правительства Ставропольского края.
    Почему для нас этот вопрос так важен? За десять лет на территории края произошло 17 террористических актов. Первые были в Буденновске, последние - в Невинномысске, Ставрополе, Пятигорске. В результате террористических актов погибло 37 человек, 176 были или ранены, или получили ущерб для здоровья.  Для нас террор, который прошел волной по краю - не вопрос теории, а   практическая жизнь.
    Что делается в крае для того, чтобы противостоять этим тенденциям? Прежде всего, мы не замкнулись в себе, а стремились, стремимся и будем стремиться налаживать самые тесные отношения со всеми здоровыми силами, со всеми нашими соседями, независимо от того, где они - на севере, на юге, на востоке или на западе.
    Губернатором Ставропольского края на основе Концепции государственной национальной политики Российской Федерации были утверждены два основных документа - Комплексная программа гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае на 2000-2005 годы и Основные направления национальной и региональной политики Ставропольского края.  
     Другой шаг, который был сделан в Ставропольском крае - это выделение бюджетных средств на проведение национальной политики. Мы стали одним из первых регионов в Российской Федерации, направивших бюджетные средства  на национальную политику. И хотя это небольшие средства, но они уже принесли пользу. Мы подписали договор и три года работали со Ставропольским госуниверситетом - 50 докторов и кандидатов наук организуют мониторинг этнополитического сознания. За последние два года мы предсказали  этноконфликты, которые должны были произойти в двух городах. Уже за год мы готовились к ним, смогли встретить их и привести к завершению в более или менее управляемом режиме.
    Больше всего нас беспокоит то, что в нынешнем правовом поле мы не можем управлять процессами оздоровления в той мере, в какой нам бы хотелось.
     Например, все попытки выяснить в муфтияте, сколько людей сейчас находится на учебе в странах дальнего зарубежья, в арабских странах - ни к чему не приводят. Долгие годы десятки молодых людей выезжают на учебу в арабские страны сроком на 6-10 лет, а потом возвращаются и становятся имамами или просто активными членами мусульманских общин. По нынешнему законодательству каких-либо серьезных препятствий для этого не существует.  Правильно ли это? Хорошо ли это? Я думаю, что  сегодняшняя  встреча и должна заставить задуматься над этими вопросами.               
     Второе. Мы прекрасно знаем, что главная, основная причина этой напряженности - это бедность народа. Это стало основной причиной ухода в чеченские  банды десятков молодых ногайцев. За последние 8 лет около 100 ногайцев побывали в лагерях Хаттаба и в других школах. Около 40 человек из них приняли участие в боевых действиях, выступили против российской армии, 16 человек погибли, 24 человека - или арестованы, или объявлены в федеральный розыск. Но это люди из сел, в которых молодежь в возрасте от 17 до 30 лет была в основном безработной.
    Другая причина заключается в том, что денежные потоки, валютные средства свободно перетекают через наши границы. Мы прекрасно знаем, что ваххабитские ячейки оплачиваются из-за рубежа. Пока эти каналы не будут надежно пресечены, мы с вами будем работать в режиме самодеятельности против профессионалов.