АВ 2003г. Выпуск 32 Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект (по материалам парламентских слушаний)
по делам национальностей У.Е. Темирова
Я хочу обратить внимание на две взаимосвязанные проблемы, вызывающие обоснованную тревогу. С одной стороны, всем очевидно, что США и Великобритания по существу уже попрали принципы ООН, а также договоренности по совместной борьбе с международным терроризмом. С другой стороны, в такой стране, как Россия, которая вместе с другими влиятельными странами может встать на пути нарушителей международного права и его институтов, за последние годы за шагом разрушается военно-промышленный комплекс. Речь идет о прямом предательстве интересов России и всех тех, кто хотел бы сохранить какие-то гарантии отстоять право народов на независимость, на самоопределение, на возможность преодоления тенденций разрастания международного терроризма.
Можно со мной согласиться или нет, но, полагаю, что прочность этнического и конфессионального единства народов России, сложившаяся после 1917 года, проверена временем. Такое утверждение основывается на том, что народы бывшего СССР в марте 1991 года подавляющим большинством на всесоюзном референдуме проголосовали за сохранение Советского Союза. Но с этим мнением отдельные политики не посчитались.
Очевидно, что причиной развала бывшего СССР является не этническое или конфессиональное противостояние в стране, а заскорузлая политика Политбюро ЦК КПСС и перерождение влиятельных кадров Коммунистической партии.
По сути своей решение национального вопроса и межконфессионального консенсуса в каждом отдельном государстве сводится к внимательному учету интересов меньших по численности народов и официально признанных религиозных меньшинств со стороны больших наций и ведущих конфессий. Именно такой подход, прежде всего, русского народа, собирателя всех других народов и ведущего государственно-образующего этноса России, после 1917 года позволил создать межнациональное и конфессиональное согласие, которое существовало в СССР.
Если спросить у народов, как это сделано недавно на референдуме в Чеченской республике, то они однозначно ответят, что они хотят жить вместе, вместе возрождать величие России. Им импонирует и они высоко ценят толерантность самого большого этноса - русского народа. Благодаря именно ему малые народы возродились, получили автономии, сохранили свой язык, развили культуру, национальное искусство и приобщились к мировой культуре.
Однако, если критически посмотреть на то, что мы сейчас делаем в области национальной политики, то есть моменты серьезной недооценки прошлого положительного опыта. Так, например, не стало Совета национальностей, который был в Верховных Советах СССР и РСФСР, ликвидировано Министерство по делам национальностей России. После каждых новых выборов Государственной Думы предпринимаются попытки ликвидировать Комитет Государственной Думы по делам национальностей. Значительное большинство малых и малочисленных народов сейчас не могут послать своих представителей не только в Государственную Думу, но и в Совет Федерации. По существу малые и малочисленные народы медленно оттесняются и от политической, и от экономической власти как в центре и регионах, так и на местах, хотя политические ориентиры для народов определяются, прежде всего, кадрами и национальной элитой.
Всеми уже признано огромное влияние телевидения на формирование общественного мнения и воспитание населения. Между тем, такой институт как центральное телевидение перестало заниматься проблемой углубления и улучшения межнационального единства в Российской Федерации.
Мало оптимизма внушает и самочувствие самого большого этноса - русского народа, разделенного на части, дискриминируемого в странах Балтии и СНГ, уменьшающегося по численности. В эти тревожные времена мы все должны позаботиться, чтобы русский народ не потерял ни исторического оптимизма, ни демократической пассионарности, ибо от этого пострадают все другие народы Российской Федерации и сама российская государственность. Однако практически не видно каких-либо позитивных сдвигов в их кардинальном решении. По-прежнему нет программы помощи и защиты русских и вообще россиян в ближнем зарубежье.
Интересные и содержательные законопроекты, подготовленные Комитетом Государственной Думы по делам национальностей - "Об основах государственной национальной политики в Российской Федерации", "Об уполномоченном по правам народов России" и другие имеют мало шансов для принятия Государственной Думой. Нам думается, что пора понять, что прочность устоев, которые остались от прошлого периода нашей истории в области национального единства, не бесконечна.
Не хочу прогнозировать, но если мы допустим беспечность, неоправданную самонадеянность в области совершенствования национальной политики в России, то результаты в этой деликатной сфере не могут быть оптимистичными.