Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 32 Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект (по материалам парламентских слушаний)


Выступление Начальника управления представительства специального представителя
Президента Российской Федерации по вопросам урегулирования
осетино-ингушского конфликта В.В. Смирнова

     Уважаемые участники слушаний!
    
     Я представляю организацию, которая профессионально в течение более десяти лет работает над вопросами ликвидации последствий первого на территории Российской Федерации территориального, межэтнического, конфессионального осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года. Наша структура  в настоящее время функционирует в рамках Администрации Президента Российской Федерации и именуется Представительство специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта .
      По  конфликту 1992 года напомню несколько основных цифр.  Тысячи раненых, около тысячи убитых, около тысячи двухсот лиц, незаконно лишенных свободы и взятых в заложники, около тысячи разрушенных  объектов соцкультбыта и инфраструктуры, около десяти тысяч разрушенных индивидуальных жилых домов. Количество пострадавших граждан, вынужденных переселенцев составило порядка 40 тысяч человек.
         За десять лет работы удалось сделать много, хотя было все - и взрывы,  и убийства, и захваты заложников. Без вести пропавшие разыскиваются до сих пор.
          Важен вывод, к которому пришли практически все субъекты процесса: никакие применяемые формы работы по выправлению нестандартной ситуации не могут привести к позитивному решению проблем ликвидации последствий конфликта, кроме исполнения Конституции и законов Российской Федерации.
         В последнее время у нас возникло новое явление - ваххабизм. И хотя он пока еще, скажем так, особой актуальности не приобрел, однако мы принимаем надлежащие меры превентивного характера, так как есть  определенные подозрения по участию ваххабитов в терактах  на территории Северокавказского региона.
          Есть данные, что каждый вступающий в ту или иную  ваххабитскую организацию  получает 100 долларов США в качестве единовременного  пособия. Затем ему регулярно, практически ежемесячно, выплачивается материальное вознаграждение. Материальное вознаграждение выплачивается и тому, кто обеспечил удачную вербовку. Основной постулат вступающих в эти организации: мы - истинные мусульмане,  все, кто не с нами, те - язычники.
         11 октября 2002 года было подписано  Соглашение  между  руководством   Северной Осетии и Ингушетии, в котором речь идет о развитии отношений и  сотрудничестве между двумя субъектами Федерации.    
     Несколько слов по проекту Рекомендаций парламентских слушаний. На первой странице в пятом абзаце, где сказано, что +явно недостаточные меры, принимаемые федеральными органами исполнительной власти , следует добавить - и органы власти республик .
    На второй странице, во втором абзаце снизу, где речь идет об осетино-ингушском конфликте, предлагаю слово беженцы исключить, потому что наша категория граждан - это вынужденные переселенцы. А по Чеченской Республике - расшифровать: +граждане, вынужденно покинувшие Чеченскую Республику . Термин конфликт в контексте вышесказанного заменить на зону активного взаимодействия Северной Осетии с Ингушетией .
    В разделе, где содержатся рекомендации средствам массовой информации, предложить средствам массовой информации не употреблять идейно ущербный, идеологически вредный и морально несостоятельный термин - лица кавказской национальности . Когда-то с легкой руки журналистов этот термин пошел гулять. Злые языки из местных элит говорят, ну, хорошо, лицо - кавказской национальности, а другие части тела и органы, какой национальности ?
    Мы должны уметь защищаться еще и продуктивными действиями по формированию репертуарной политики телевидения и защите эфирного пространства. Любой американский боевик, где действуют террористы, есть методическое пособие по совершению противоправных действий.
    Сегодня много говорилось о религиозных аспектах, что церковь активно вмешивается в деятельность государства. Церковь сейчас тоже проходит первые шаги нормального взаимодействия между обществом и государством, поэтому ошибки неизбежны.  Одна из этих ошибок заключается в том, что православный священник осеняет крестным знаменем  бойцов, идущих на выполнение боевого задания. Но среди бойцов - не только исповедующие православие, но там еще, возможно, - буддисты, мусульмане, иудеи. Наверное, им не очень комфортно, когда провожает их только православный священник.
    Было бы правильно добавить в Рекомендации, чтобы религиозные учреждения с осторожностью подходили к совершению религиозных действий в таких специфических условиях, как армия, места лишения свободы и т.д.