Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 32 Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект (по материалам парламентских слушаний)


Выступление руководителя Центра этнорелигиозных и политических
исследований Российской академии государственной службы
при Президенте Российской Федерации А.В. Журавского

     Уважаемые участники парламентских слушаний!

     Сегодня часто употреблялись термины: религиозный фундаментализм, религиозный экстремизм, терроризм. Это относительно новые понятия, которые к тому же сформулированы в политологической парадигме.
    Часть политиков и экспертов призывают не употреблять термин религиозный экстремизм , предлагая заменить его понятием религиозно-политический экстремизм , экстремизм на религиозной почве и др. Объясняется это часто, исходя из позитивистских взглядов на религию: за всяким религиозным явлением стоят политико-экономические или военные интересы, поэтому чистого религиозного экстремизма не существует. Подобная логика приводит к отрицанию существования и этнического экстремизма. Но баскский сепаратизм, ирландская освободительная армия (ИРА), сепаратизм внутри Российской Федерации демонстрируют нам обратное. Конечно, многое определяет экономика, социальная среда и политические элиты, использующие этнорелигиозный фактор в политических целях и интересах. Однако сводить все только к экономико-политической подоплеке всякого этнорелигиозного явления не справедливо.
    Cледует различать фундаментализм, экстремизм и терроризм.
     Религиозный фундаментализм - это движение за возвращение к основам религиозной веры, религиозным корням, отстаивание фундаментальных ценностей в ответ на вызов религиозной модернизации. Религиозный фундаментализм конфликтен, поскольку выдвигает в качестве приоритетных не национальные, государственные, демократические ценности, а ценности религиозные. Но фундаментализм всегда есть движение, остающееся в границах религиозного сообщества. Фундаменталистские движения есть в протестантизме (например, в США), исламе, католицизме, иудаизме, даже в православии (например, афонские греческие зилоты).
    Фундаментализм и экстремизм взаимосвязаны. Второе есть следствие и развитие первого. В своих крайних формах религиозный фундаментализм вырождается в экстремизм. В этом смысле религиозный экстремизм (франц. extremisme, от лат. extremus - крайний) - это как раз приверженность к крайним взглядам и мерам в стремлении переустройства мира в соответствии с религиозными фундаменталистскими взглядами.
     Религиозный фундаментализм превращается в экстремизм тогда, когда нет никаких иных удерживающих форм идентификации: национальных, гражданских, родовых, имущественных, клановых, корпоративных. Чистая религиозность (катарство) требует очищения внешнего мира. Так рождается религиозный экстремизм: его религиозный нерв - в обращенности не внутрь, а вовне. Не внутреннее преображение личности, а внешнее и немедленное переустройство мира - вот пафос экстремизма.
    Если фундаментализм - это катарская проповедь для своих, то экстремизм - это жесткое отношение к внешнему. Но в этой своей интенциональности религиозный экстремизм еще не переходит в форму открытого насилия. Однако именно экстремизм становится последней степенью к возникновению терроризма, который в российском уголовном праве формулируется как преступление против общественной безопасности, заключающееся в совершении взрыва, поджога и иных действий, создающих опасность гибели людей и т.д.
    Отдельный вопрос - существует ли религиозный терроризм? Является ли террор, легализованный в религиозной среде, религиозным терроризмом? Вопрос может быть поставлен и так: следует ли признавать наличие исламского терроризма, если улем или совет улемов признает террор одной из форм малого джихада? Нет сомнений, что терроризм связан с экстремизмом. Но много ли остается в человеконенавистническом террористическом акте от религиозного чувства? Мне кажется, что нет.
    В 2002 году был принят Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности", который, как мне представляется, слишком расширительно толкует экстремистскую деятельность, наделяя это понятие теми свойствами, которые, скорее, присущи терроризму - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности . Получается, что терроризм является частной формой, частным случаем экстремизма. Очевидно, что Закон был принят своевременно, исходя из интересов национальной безопасности России. В то же время правовое и терминологическое смешение экстремизма и терроризма представляется неверным.
     В упомянутом Законе термин религиозный экстремизм не упоминается, хотя и предполагается. Вместе с тем, этот термин присутствует в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Возникают проблемы правового описания явления, поскольку без внятной нормативной базы невозможно выработать правовые механизмы эффективного противодействия религиозному экстремизму.