Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 32 Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект (по материалам парламентских слушаний)


РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний Государственной Думы
"Законодательное обеспечение предупреждения терроризма:
этноконфессиональный аспект"

     7 апреля 2003 г.                                                                                                                        г. Москва
    
     Участники парламентских слушаний отмечают, что терроризм является сегодня актуальной проблемой для всего мирового сообщества и Российской Федерации в частности.
     Российская Федерация, являясь по своему геополитическому  положению  многонациональным и многоконфессиональным государством, не может и не должна ослаблять противодействия попыткам использовать национальный или религиозный аспекты для оправдания или провоцирования терроризма, апеллирующего к  националистическим и религиозным догмам, якобы во имя защиты прав человека, народов и религиозных  ценностей.  
     Важными составляющими питательной среды терроризма являются политический экстремизм и правовой нигилизм, отсутствие у значительной части населения созидательной жизненной мотивации.
    Немалую роль на проявление терроризма и экстремизма оказывают явно недостаточные меры, принимаемые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по содействию в обустройстве российских граждан, ставших  вынужденными переселенцами в результате осетино-ингушского конфликта и восстановления конституционного порядка в Чеченской Республике.
     Слабо используются в предупреждении и пресечении террористических актов возможности национально-культурных автономий, национальных общественных объединений и религиозных организаций.
    Негативное влияние на борьбу с террористическими и экстремистскими проявлениями оказывают безответственные, а подчас откровенно провокационные выступления отдельных СМИ, имеющие националистическую и антирелигиозную направленность.
     В связи с этим особое место в деятельности государства по обеспечению  предупреждения и пресечения террористических и иных экстремистских проявлений должен занять постоянный мониторинг политической и социально-экономической ситуации, этнических и межконфессиональных отношений на территории Российской Федерации, особенно на Северном Кавказе.
     На основании изложенного участники парламентских слушаний считают необходимым принять следующие рекомендации:

Президенту Российской Федерации

     В  ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отражать основные направления деятельности органов государственной власти по предупреждению и пресечению терроризма и экстремизма.
    Обратить внимание МВД России, ФСБ России, Минюста России на необходимость усиления профилактической работы по предупреждению и пресечению террористических и экстремистских проявлений, правонарушений на почве разжигания расовой, национальной и религиозной розни (нетерпимости), нарушений прав граждан на свободное выражение национальной и религиозной принадлежности.
    Содействовать принятию правоохранительными органами и силовыми ведомствами дополнительных мер по усилению воспитательной работы с личным составом в целях предупреждения противоправных действий должностных лиц в отношении граждан Российской Федерации - выходцев из Чеченской Республики.

Правительству Российской Федерации

     Создать федеральный центр по предупреждению и пресечению  террористической и экстремистской деятельности в Российской Федерации.
    Разработать федеральную Программу мероприятий по предупреждению и пресечению террористической и экстремистской деятельности в Российской Федерации.
    Рассмотреть на заседании Правительства Российской Федерации ход реализации федеральной Программы (толерантности) и уточнить ее положения, имея в виду новые возникшие обстоятельства и задачи.   
     Министерству культуры Российской Федерации, Министерству образования  Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления усилить работу по воспитанию у российских граждан толерантного отношения к  лицам, принадлежащим к той или иной  национальной и религиозной принадлежности; не допускать преподавания   в общеобразовательных учреждениях в качестве обязательного предмета религиозных воззрений.
    Совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации ускорить внесение необходимых изменений и дополнений в  законодательство Российской Федерации по вопросам предупреждения и пресечения  террористической и экстремистской деятельности в Российской Федерации. Более четко определить в законодательстве роль и значение СМИ в объективном освещении проводимых правоохранительными органами антитеррористических акций.
     При обеспечении  предупреждения и пресечения террористических и иных экстремистских проявлений активнее использовать Интернет и другие электронные СМИ. Ускорить реализацию программы "Электронная Россия".
     Совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации разработать проект федерального закона Об основах государственной национальной политики .
     Воссоздать в системе федеральных исполнительных органов Министерство по делам национальностей.
    Учитывая, что терроризм пытается активно использовать этноконфессиональный аспект, шире привлекать к деятельности государственных органов  по предупреждению и пресечению террористических и экстремистских проявлений национально-культурные автономии, национальные общественные объединения и религиозные организации. Внести необходимые дополнения и изменения в федеральные законы "Об общественных объединениях" и "О свободе совести и религиозных объединениях".
    Усилить государственную поддержку  традиционных религий - основ духовной культуры, четко придерживаясь при этом конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства и равенства их перед законом.
     Совместно с международным сообществом приложить усилия к созданию мирового центра борьбы с терроризмом по типу Антитеррористического центра стран СНГ. Активнее использовать в этих целях структуры Интерпола, а также структуры спецслужб. Создать международную систему мониторинга в целях предупреждения  создания террористических организаций и совершения террористических актов.
     Разработать модельный международный Закон "О борьбе с терроризмом", включив в него унифицированное понятие терроризма, механизмы противодействия финансированию деятельности террористических организаций, информационного обеспечения антитеррористической деятельности. Привести в соответствии с этим законом национальные законодательства.
    Во взаимодействии с соответствующими уставными органами Содружества обеспечить безусловную реализацию договоренностей, достигнутых в рамках Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с террористической и экстремистской деятельностью, особенно в части сближения и унификации национальных законодательств, а также совершенствование деятельности  межгосударственных  структур в целях объединения усилий в этой борьбе.
    Организовать постоянный мониторинг политической и социально-экономической ситуации и состояния межэтнических и конфессиональных отношений на территории Российской Федерации.  
     Усилить работу по реализации Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, в том числе в  отношении граждан Российской Федерации - выходцев из Чеченской Республики, а также из зоны активного взаимодействия Республики Северная Осетия (Алания) и Республики Ингушетия.
    В органах государственной власти субъектов Российской Федерации, приграничных со странами СНГ повысить ответственность должностных лиц за выполнение своих обязанностей по взаимодействию с территориальными правоохранительными и миграционными службами.
    Урегулировать порядок использования общественными объединениями и религиозными организациями своих символов в публичных акциях.
    Министерству юстиции Российской Федерации усилить контроль за регистрацией общественных объединений и  организаций, чьи уставы прямо или косвенно содержат  положения, направленные на возбуждение национальной или религиозной вражды.

Федеральному Собранию Российской Федерации

     Усилить парламентский контроль за использованием средств федерального бюджета, направляемых на финансирование деятельности по предупреждению и пресечению террористической и экстремистской деятельности в Российской Федерации.
     Повысить качество законотворческой работы в сфере национальной политики и конфессиональных отношений.
    Совместно с Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации ускорить рассмотрение и принятие дополнений и изменений в законодательство Российской Федерации  по предупреждению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, а также государственному регулированию  миграции.
    Пересмотреть положения Федерального закона "О борьбе с терроризмом" с учетом современных требований (более четкое правовое понятие терроризма, разграничение понятий "терроризм" и "преступления террористического характера"). Внести изменения и дополнения в статью 25 "Закона О борьбе с терроризмом , касающиеся признания организации террористической, а также процедуры ее  ликвидации, конфискации принадлежащего ей имущества, в том числе и тех организаций, которые находятся под фактическим контролем террористических организаций.
    Членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы инициировать качественную и своевременную подготовку и принятие модельных законов, касающихся проблем борьбы с террористической и экстремистской деятельностью на территориях государств-участников СНГ.   
     Эффективнее использовать возможности двусторонних межпарламентских связей с государствами Содружества в целях сближения и гармонизации национальных законодательств в сфере борьбы с террористической и экстремистской деятельностью.   
     Комиссии Государственной Думы по содействию политическому урегулированию и соблюдению прав человека в Чеченской Республике (В.И.Никитин), Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации (О.О.Миронов), Специальному представителю Президента Российской Федерации по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике (А.-Х.А.Султыгов) проанализировать  меры, принимаемые федеральными органами исполнительной власти по содействию в обустройстве граждан Российской Федерации - выходцев из Чеченской Республики как возвращающихся в Чечню, так и избравших иное постоянное место жительства на территории Российской Федерации. Выработать предложения по профилактике нарушений прав и свобод граждан Российской Федерации - выходцев из Чеченской Республики.
    Провести расширенное (совместное) заседание Комитета Государственной Думы по делам национальностей и Комитета Государственной Думы по безопасности с приглашением  представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, на котором обсудить проблемы состояния воспитательной работы с личным составом силовых ведомств, направленной, в первую очередь, на предупреждение противоправных действий должностных лиц в отношении граждан Российской Федерации, в том числе, выходцев из Чеченской Республики; профилактики правонарушений на почве разжигания национальной и религиозной нетерпимости; повышения эффективности работы по надзору за исполнением законов, регулирующих вопросы межнациональных отношений.
    Провести совместно с заинтересованными органами государственной власти парламентские слушания по указанным проблемам.    
     Комитету Государственной Думы по делам национальностей (В.И.Никитин), Комитету Государственной Думы по информационной политике (К.В.Ветров), Комитету Государственной Думы по безопасности (А.И.Гуров), Комитету Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций (В.И.Зоркальцев), Комиссии Государственной Думы по содействию политическому урегулированию и соблюдению прав человека в Чеченской Республике (В.И.Никитин) активизировать работу со СМИ по недопущению употребления искаженных  названий народов и традиционных российских конфессий, слов, несущих негативную смысловую нагрузку, а также публикаций и репортажей, способствующих разжиганию национальной и конфессиональной розни.

Генеральному прокурору Российской Федерации

     Усилить прокурорский надзор за соблюдением органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами законов и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предупреждению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, а также законов, регулирующих вопросы межнациональных отношений. В целях противодействия террористической и иной экстремистской деятельности усилить надзор за деятельностью правоохранительных органов по профилактике нарушений прав граждан на свободу выражения национальной и религиозной принадлежности, а также действиями по разжиганию национальной и религиозной розни.

Средствам массовой информации

     Объективно освещать в средствах массовой информации состояние межнациональных и межконфессиональных отношений, позиции национальных общественных объединений и религиозных организаций по этим вопросам,  а также положительные факты в деятельности правоохранительных органов по предупреждению и пресечению  проявлений терроризма и экстремизма.
    Своевременно доводить до сведения государства и общества информации о новых вызовах и угрозах терроризма и экстремизма.  
     Не допускать употребления в СМИ искаженных  названий народов и традиционных  конфессий, слов, несущих негативную смысловую нагрузку, а также публикаций и репортажей, способствующих разжиганию национальной и конфессиональной розни.
    Формировать у россиян, наряду с национальной и религиозной толерантностью, нетерпимое отношение к фактам разжигания межнациональной и межрелигиозной вражды и розни.

Национальным общественным объединениям и религиозным организациям

      Формировать у граждан Российской Федерации независимо от этнической или религиозной принадлежности нетерпимое отношение к фактам разжигания национальной и религиозной розни. Способствовать формированию у них уважительного отношения к представителям разных национальностей и вероисповеданий.
          Строго соблюдать конституционный принцип равенства всех религиозных объединений перед законом.
           Представителям конфессий при отправлении религиозных обрядов строго соблюдать конституционное право российских граждан на свободу вероисповедания.