Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 31 Новое в правовом регулировании деятельности арбитражных судов в Российской Федерации

Введение

     В рамках судебной реформы в соответствии с Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды.
    Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.   В настоящее время все больше арбитражные суды  превращаются в полноправный институт власти.  Между тем понятие судебной власти в нашей правовой науке    достаточно новое понятие. Оно  практически не использовалось в советский период, ибо система судебных органов рассматривалась   юридической  наукой не с позиции понятия власти, а с позиции организации судебной деятельности. Поэтому в изучении этих  проблем в основном преобладали судоустройственные либо процессуальные моменты, в силу чего конституционный момент судебной деятельности оставался одним из самых неразработанных в правовой теории.
    Между тем актуальность исследования роли судебной власти в деятельности российского государства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, выполнению государством правозащитной функции в отношении общества и личности является несомненной, поскольку отражает потребность изучения одного из важнейших направлений становления правового государства. Причем первоочередное значение имеет теоретическое осмысление проблем воздействия конституционно-правовых средств на совершенствование судебной деятельности, что прямо связано с практическим воплощением конституционных основ всего механизма. Это в полной мере справедливо и в отношении изучения  правового регулирования и деятельности арбитражных судов. Дело в том, что действующая система арбитражных судов Российской Федерации  быстро развивается. Вместе с динамичным изменением экономического законодательства усложняются и задачи, решаемые арбитражными судами, постоянно возрастает объем их работы, расширяется сфера судебного контроля.
     В 2002 году почти в 2 раза по сравнению с 1995 годом увеличилось количество исковых заявлений, поступивших в арбитражные суды. В 2 раза по сравнению с 1999 годом в 2002 году увеличилось количество споров, связанных с применением налогового законодательства. На столько же возросло число дел о банкротстве (несостоятельности).
     В период до 2006 года прогнозируется существенное увеличение обращений в арбитражные  суды участников предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с изменениями в материальном и процессуальном законодательстве.
_________________________
Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы"// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г., N 49, ст. 4623

     Происходящее в настоящее время фундаментальное обновление законодательства, повышение роли и значения судебной защиты прав и свобод граждан, активизация нормотворческой деятельности нуждаются в квалифицированном юридическом обеспечении. В этой связи обострились вопросы подготовки кандидатов в судьи и специалистов для работы в судебной системе, повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также теоретического осмысления правоприменительной и законопроектной деятельности судов.
      На повестке дня также  подготовка и  принятие нормативных правовых актов, направленных на эффективное функционирование системы арбитражных судов, выработка мер по существенному улучшению их  финансирования и укреплению материально-технической базы.
    Без  научной разработки  проблем обеспечения судебной системы Российской Федерации невозможно достижение качественных сдвигов в отправлении правосудия в сфере арбитража.
     В целях успешного выполнения этих задач в последние годы приняты такие основополагающие законодательные акты, как федеральный конституционный закон Об арбитражных судах Российской Федерации , федеральные законы О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации , Арбитражный процессуальный Кодекс Российской Федерации . Принят новый  Гражданский процессуальный кодекс РФ, направленный а усиление судебной защиты конституционных прав человека и гражданина.
    Однако  многие проблемы дальнейшего формирования правовой базы, обеспечивающей в полной мере отправление правосудия в сфере экономических споров в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными принципами и нормами международного права еще не решены. Не выработан механизм согласования законодательства субъектов Российской Федерации с федеральным законодательством, что затрудняет отправление правосудия; часты случаи расхождения между законодательством двух уровней. Принятые законы не реализуются в полном объеме из-за отсутствия финансирования. По этой же причине ставится под сомнение возможность реализации тех законов, которые необходимо принять в ближайшее время.
    Система арбитражных судов испытывает острый недостаток в кадрах, нуждается в совершенствовании механизм формирования судейского корпуса, обостряются проблемы снижения уровня профессионализма судей, их объективности, беспристрастности, а нередко и морального облика.
    В этих условиях понятно повышение внимания к  научному  изучению  состояния  системы арбитражных судов России, различных ее звеньев, к новым методологическим и мировоззренческим аспектам ее функционирования.