АВ 2003г. Выпуск 27 Законодательная деятельность Государственной Думы третьего созыва (2000-2002 гг.): государственное строительство и конституционные права граждан
1. Конституционно-правовые основы российской государственности
Построение демократического правового федеративного государства обусловило необходимость дальнейшего совершенствования правовой базы преобразований в нашем обществе, с тем, чтобы она в большей степени обеспечивала реализацию функций государства, повышение эффективности экономики, усиление социальной защищенности россиян, дальнейшее развитие основ гражданского общества.
Как показывает практика, успешная реализация этой задачи возможна при решении широкого комплекса мер, направленных на совершенствование отношений практически во всех сферах общественно-государственной жизни страны. Центральное место здесь принадлежит созданию и укреплению нормативно-правовой базы конституционно-правовых основ российской государственности.
В рассматриваемом периоде Государственной Думой приняты (одобрены) федеральные конституционные законы О государственном гимне Российской Федерации , О Государственном гербе Российской Федерации , О государственном флаге Российской Федерации , а также Федеральный закон О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знаменах видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знаменах других войск , которые совместно с принятыми позднее поправками установили главные символы российской государственности, их описание и порядок официального использования.
Фундаментальные преобразования экономической, социальной и политической сфер жизни российского общества делают особенно актуальной задачу совершенствования деятельности властных структур федерального и регионального уровней. В этой связи Государственная Дума особое внимание уделяла созданию правовой базы формирования и деятельности государственных органов власти.
Принятые федеральные законы "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" создали правовую базу для более эффективной деятельности этих институтов власти в изменившихся реалиях жизни общества и государства, а также привели правовые основы проведения выборов высшего должностного лица государства и формирования палат российского парламента в соответствие с новой редакцией Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и с законом "О политических партиях", как единственных самостоятельных коллективных участников избирательного процесса.
Закон "О выборах Президента Российской Федерации" не меняет действующей мажоритарной избирательной системы, а также предусматривает, что кандидат на должность Президента может быть выдвинут политической партией или избирательным блоком или в порядке самовыдвижения при условии поддержки его инициативной группой не менее 500 человек. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 150 млн. руб. Также установлен перечень оснований для отказа в регистрации кандидатов и отмены регистрации.
Согласно внесенным изменениям в закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", повышен избирательный порог для политических партий и политических блоков с 5% до 7% (после парламентских выборов 2003 г.), увеличена предельная сумма избирательных фондов: до 6 млн. руб. для кандидата-одномандатника и до 250 млн. руб. для партий и блоков, а также предельные суммы пожертвований и перечислений в избирательные фонды. Размер избирательного залога определен в 15% от размера суммы избирательного фонда. Центральная часть федерального списка расширена до 18 человек.
Необходимость принятия Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" диктовалась тем, что ранее действовавшая модель формирования Совета Федерации не обеспечивала непрерывный характер его деятельности и не способствовала созданию необходимых условий для реализации конституционных полномочий Совета Федерации в законодательном процессе.
Принятый закон предусматривает новый порядок реализации конституционного положения о вхождении в Совет Федерации двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти). Один из представителей избирается законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по предложению председателя этого органа либо по альтернативному предложению группы депутатов этого органа численностью не менее одной трети от его состава. Другой представитель назначается высшим должностным лицом (высшим исполнительным органом государственной власти) субъекта Российской Федерации с согласия законодательного органа государственной власти этого субъекта. При этом каждый представитель избирается (назначается) на период полномочий того органа или должностного лица, который его избрал (назначил). При этом в законе учтены такие особенности законодательных органов субъектов Российской Федерации, как разное количество палат и разные способы их формирования.
Продолжая работу по совершенствованию процедуры формирования палаты, депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении поправки к данному закону, которые предусматривают упорядочение процедуры досрочного прекращения их полномочий, расширение перечня оснований (мотивов) отзыва членов Совета Федерации, одним из которых является невыполнение членом Совета Федерации обязательного для выполнения поручения органа государственной власти субъекта Российской Федерации по федеральным законам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Одновременно в проекте устанавливается запрет органам государственной власти субъекта Российской Федерации давать поручения избранным (назначенным) членам Совета Федерации по вопросам, отнесенным статьей 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации. Также предусматривается упрощенный порядок подтверждения полномочий члена Совета Федерации в случае, если вновь избранный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не возражает против продолжения его деятельности в Совете Федерации.
На регулирование отношений, возникающих в процессе подготовки и проведения выборов или референдума, обеспечение общедоступности и оперативности получения информации, правовой защиты информационных ресурсов направлен Федеральный закон "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы". Закон закрепляет статус ГАС "Выборы" как федеральной автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы, которая функционирует в рамках единого информационного пространства РФ, и исключает возможность использования при планировании, подготовке и проведении выборов, референдума других автоматизированных систем и информационных технологий.
На укрепление авторитета государственной власти направлен Федеральный закон О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи , в котором бывшему Президенту России предусматриваются: неприкосновенность, материальное обеспечение, постоянная государственная охрана, государственное страхование жизни и здоровья, а также право на бытовое обеспечение, медицинское и транспортное обслуживание, бесплатное пользование всеми видами связи, содержание аппарата помощников за счет федерального бюджета. За членами семьи бывшего Президента России сохраняется прежнее медицинское обслуживание, а после его смерти - назначается ежемесячное пособие.