Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 26 Специализированные трудовые суды в системе органов государственной власти Российской Федерации. Зарубежный опыт

     Введение
    
     В настоящее время судебная власть является равноправной и неотъемлемой частью системы сдержек и противовесов государственного механизма Российской Федерации. 90-е годы ХХ века стали тем периодом времени, с которым связано появление и развитие судебной власти в Российской Федерации.
     Однако, говорить о формировании целостной концепции судебной власти в России ещё рано, поскольку она находится в настоящее время в стадии становления.
     Понятие судебная власть необходимо определять, в первую очередь, как властное полномочие государственных органов, а не только как систему соответствующих государственных органов.
     В нашем случае специализированный трудовой суд - это особый специализированный орган государственной власти, осуществляющий судебную власть путём отправления правосудия при рассмотрении дел, вытекающих из трудовых отношений в порядке, установленном процессуальным законом.
     В связи с существованием трех самостоятельных подсистем судебной власти (конституционных судов, судов общей юрисдикции и арбитражных судов), последующим созданием специализированных трудовых судов, одним из актуальных вопросов является обеспечение взаимодействия между ними, поскольку в процессе реформирования было недостаточно уделено внимание обеспечению единства судебной власти в Российской Федерации, также не был разработан чёткий механизм взаимодействия между отдельными подсистемами судебной власти.
     Создание самостоятельных специализированных трудовых судебных подсистем без создания механизма взаимодействия влечет за собой ослабление судебной власти в целом.
     Представляется необходимым создание эффективных механизмов взаимодействия между самостоятельными судебными подсистемами по вопросам разграничения полномочий, обеспечения единообразия судебной практики по применению права.
     В качестве механизма обеспечения единообразия судебной практики представляется целесообразным законодательно урегулировать процесс принятия совместных постановлений Пленумами Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Представляется целесообразным законодательно уточнить юридическую силу постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам обобщения судебной практики. Также, уже сейчас представляется возможным создание механизма устранения противоречий между судебными решениями, вынесенных действующими судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
     Одним из направлений судебной реформы должна быть деятельность законодательных органов по совершенствованию законодательства по вопросу разграничения компетенции между самостоятельными ветвями судебной власти в Российской Федерации. Представляется целесообразным, в целях недопущения существования пересекающейся компетенции между уже действующими судами, придать компетенции специализированных трудовых судов исключительный характер. К примеру, в качестве положительных действий в данном направлении необходимо отметить принятие нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (2002 г.), в котором к исключительной компетенции арбитражных судов были отнесены некоторые категории дел, ранее находившиеся в перекрестной компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Принятие Трудового процессуального кодекса Российской Федерации необходимо осуществить одновременно с созданием специализированных трудовых судов. В ТПК РФ необходимо к исключительной компетенции трудовых судов отнести все категории дел, вытекающих из трудовых отношений. Для этого  потребуется и внесение некоторых изменений в действующее федеральное законодательство, устанавливающее компетенцию уже существующих в Российской Федерации судов.
    
     

*     *
*