Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 26 Специализированные трудовые суды в системе органов государственной власти Российской Федерации. Зарубежный опыт


     3.Вопросы создания специализированных трудовых судов в Российской Федерации
    
     В настоящее время назрела необходимость введения в Российской Федерации института специализированных трудовых судов. Основой такого звена судебной системы России должны стать специализированные трудовые суды районного (городского) масштаба, но сориентированные на рассмотрение и разрешение по первой инстанции только дел, возникающих их трудовых правоотношений.
     В конечном итоге речь должна идти о создании таких специализированных трудовых судов, выделенных из действующей судебной системы общих судов, как это сделано во многих государствах. Однако в силу обстоятельств  экономического характера окончательное решение этого вопроса возможно в последующее время по мере развития экономики.
     В то же время предусмотреть в законодательном порядке особенности организации и процедуры рассмотрения дел, вытекающих из трудовых отношений, возможно и сейчас без каких-либо особых материальных затрат. Идея о создании в России специализированной юстиции по трудовым делам была высказана еще в XIX веке. На базе этой идеи подготовлен ряд законопроектов, некоторые из которых были приняты. Исходя из сказанного и принимая во внимание опыт стран с развитой рыночной экономикой, предлагаем следующее:
_________________________
см. работы: И.Я.Киселев Трудовое право России. Историко-правовое исследование. М., 2001; Е.Б.Хохлов Очерки истории правового регулирования труда в России Санкт-Петербург, 2001.

    
     На первом этапе:
    1. Все трудовые споры передать на рассмотрение районного (городского) суда, исключив их из подсудности мировых судей. Указанное потребует лишь внесения изменения в гражданское процессуальное законодательство, регулирующее подсудность гражданских дел.
     2. В целях учета специфики рассмотрения и разрешения дел, возникающих из трудовых правоотношений, предусмотреть создание в рамках районного (городского) суда особой сессии по трудовым делам.
     3. Создание специализированных трудовых судов в системе судов общей юрисдикции. До завершения формирования специализированных трудовых судов правосудие в особых сессиях по рассмотрению трудовых споров районных судов должны осуществлять прежде всего районные судьи, назначаемые для этого председателем суда субъекта Федерации. Выделение нескольких (максимум двух-трех) районных судей для рассмотрения трудовых дел в особых сессиях практически не повлияет на увеличение нагрузки других районных судей, поскольку количество апелляционных дел уменьшится. Возможно уравнивание нагрузки между районными судами и мировыми судьями путем передачи в подсудность мировым судьям семейных споров о детях за исключением дел об установлении отцовства, о лишении и восстановлении в родительских правах, ограничении в родительских правах и дел особого производства об усыновлении. Отсутствие в подсудности мировых судей семейных дел, в которых идет речь о судьбе ребенка, вряд ли можно оправдать какими-либо правовыми, социальными, организационными и экономическими причинами. Напротив, создание мирового судейства и преследовало прежде всего цели разрешения конфликтов семейного, бытового характера. Способствует такому подходу к вопросам подсудности семейных споров и семейное законодательство, отличающееся индивидуальным ситуационным регулированием семейных  отношений, позволяющих правоприменительным органам принимать решения с учетом конкретных жизненных обстоятельств.
     4. При передаче дел, возникающих из трудовых правоотношений, в подсудность районного суда (особой его сессии) реализуется и принцип трехстороннего сотрудничества (трипартизма) в разрешении трудового спора, поскольку для его рассмотрения (в отличие от рассмотрения дела у мирового судьи) может быть образован коллегиальный состав суда, состоящий из профессионального судьи и двух непрофессиональных судей (при заявлении об этом ходатайства лицом, участвующим в деле). На первом этапе порядок формирования особого списка народных заседателей, призванных осуществлять правосудие при разрешении трудовых споров, может соответствовать порядку, установленному ст. 2 Закона Российской Федерации О народных заседателях Федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации от 2 января 2002 г. с той лишь разницей, что выдвижение кандидатур производится общими собраниями (конференциями) работников организаций, общественными объединениями работников (профсоюзы, органы общественной самодеятельности) и работодателями (их объединениями) района, на территорию которого будет распространяться юрисдикция особой сессии по рассмотрению трудовых споров районного суда.
     5. В ведение особых сессий по трудовым спорам должны быть переданы все споры, вытекающие из трудовых отношений, включая дела о компенсации морального вреда, а также по применению законодательства о занятости населения и о социальном обеспечении.
     В то же время на первом этапе следует сохранить предусмотренную Федеральным законом РФ О порядке разрешения коллективных трудовых споров подсудность коллективных трудовых споров судам субъектов Федерации.
     6. Поскольку решения по трудовым спорам будут выноситься на уровне районного суда, то проверка законности и обоснованности этих решений в апелляционном порядке исключается. В то же время проверка решений, не вступивших в законную силу, осуществляется в кассационном порядке, что, как было указано выше, сокращает сроки прохождения в судах трудового спора. Для выполнения функции кассационной проверки решения суда первой инстанции целесообразно формирование особого судебного состава в рамках суда субъекта РФ. Это в дальнейшем создаст предпосылки для создания специализированных трудовых судов кассационной инстанции.
     
     На втором этапе:
     Этот этап формирования специализации по рассмотрению и разрешению трудовых споров в судебной системе российской Федерации будет связан с выделением специализированных судебных составов (сессий) в отдельную организационную структуру; район - субъект федерации , а именно: из районного суда выделяется особая сессия по рассмотрению трудовых споров с образованием самостоятельного районного суда по рассмотрению трудовых споров, а из суда субъекта федерации выделяется состав, которому ранее поручалось рассмотрение дел, вытекающих из трудовых отношений, по кассационным жалобам на решения суда первой инстанции ос статусом суда субъекта федерации. При этом возможно создание окружных федеральных судов по рассмотрению трудовых споров с распространением своей юрисдикции на несколько регионов (республик, краев, областей и т.п.). Последнее облегчит образование президиума этих судов с выполнением надзорной функции.
     Высшей инстанцией остается Верховный Суд Российской Федерации, в рамках которого для возможного рассмотрения трудового спора по первой инстанции, в кассационном порядке по отношению решений по трудовым спорам, постановленным окружными федеральными судами или судами по трудовым спорам отдельного субъекта федерации по первой инстанции, а также в порядке надзора, будет создан судебный состав по рассмотрению трудовых споров судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ.
     На этом этапе с учетом набранного опыта рассмотрения трудовых споров и возросшего профессионального мастерства возможна передача в подсудность районным трудовым судам также коллективных трудовых споров.
     
     На третьем этапе:
    Завершение создания системы специализированных трудовых судов связано с формированием Высшего суда по рассмотрению трудовых споров. Этот суд формируется на базе судебного состава по рассмотрению трудовых споров судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Высший суд по рассмотрению трудовых споров организационно входит в состав Верховного Суда Российской Федерации, который вправе на уровне президиума Верховного Суда РФ осуществлять надзор за рассмотрением дел, вытекающих из трудовых правоотношений, Высшим судом по рассмотрению трудовых споров. Высший суд по рассмотрению трудовых споров выполняет надзорную функцию по отношению нижестоящих судов по рассмотрению трудовых споров. Ему также должно быть предоставлено право давать разъяснения по вопросам применения трудового и иного социального законодательства, а также Процессуального трудового кодекса Российской Федерации. Судьи Высшего суда по рассмотрению трудовых споров действуют на профессиональной основе и назначаются в порядке, установленном для судей Верховного Суда Российской Федерации. Из их среды назначается председатель Высшего суда по рассмотрению трудовых споров с правами и обязанностями Заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
    


*                *
*