АВ 2003г. Выпуск 22 Часть I Материалы парламентских слушаний на тему: О проекте федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
6. Выступление Алтынбаева Р.З., председателя Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления.
Естественно, этот закон прошел такой путь, может быть, ни один закон так долго и много не обсуждался в Российской Федерации, кроме Конституции Российской Федерации. Мы попытались вместе с комитетом Государственной Думы, с Аппаратом Президента принять участие практически во всех федеральных округах. И была возможность практически всех мэров, законодательных органов, исполнительных органов Российской Федерации принять в обсуждение и концепцию и самого закона, самое, что ни на есть, непосредственное участие.
Количество поправок, о которых было сказано, 6 тысяч это говорит о том, что люди хотят сделать закон лучше. И никто не возражает, самое главное. Я бы хотел сказать, что наступил все-таки момент, когда мы с вами перешли к официально законодательной процедуре. Тогда, когда сколько мы теперь бы не обсуждали, поправки уже внесены. Теперь можем только вести разговор о поправках, участников рассмотрения этих поправок, и не более того. Я, может быть, кого-то немножко огорчу, но это действительно так.
С другой стороны я хочу сказать, что каждый из нас, сидящий в этом зале имеет полное право прийти на заседание комиссии, и там отстаивать ту или иную поправку области, законодательного органа, собственную поправку, и так далее. То есть бороться за эту поправку.
Должен сказать, что сколько бы ни было поправок, уже первое чтение прошло. И концептуально Государственная Дума практически дала свою оценку, и концепция принята. И не хотелось бы, чтобы мы через поправки что-то концептуально меняли, потому что пределы совершенствования, жизнь покажет, что по мере исполнения этого закона, который мы, естественно, примем, как бы сложно не было, жизнь покажет, что где-то надо будет внести изменения. Геннадий Николаевич тысячу раз прав. Как говорят, может быть где-то забыли вот про те овраги, которые появятся потом ...
Принципиально то, что касается изменений, вот точка зрения нашего комитета, есть как бы некоторое желание концептуально изменить, двух-типовая или одно-типовая модель. Или давайте отдадим на откуп субъектам Российской Федерации. Это все уже проходили, это было. И мы с вами получили такую палитру, та, которая, к сожалению, не дала нам единой системой в местном самоуправлении Российской Федерации. И мы считаем, что двухтиповая модель - это по сути дела принципиальная позиция нашего закона. Почему я говорю нашего закона, потому что я тоже разработчик и член рабочей группы, всяких разных групп, которые работали над этими законами.
Наш комитет, несмотря на то, что мы самое активное участие принимали в этой работе, тем не менее, на ста страницах внес еще свои поправки. Но поправки и стилистического, но не концептуального порядка. Есть принципиальные вещи, на которых я хотел бы все-таки остановиться.
В пункте 2 статья 20 предусматривается несоответствие закона по вопросу исполнения органов местного самоуправления, государственных полномочий. ... требование может быть обжаловано, но ни в коем случае не может не исполняться. Мы считаем, что не финансируемый мандат, в этом смысле он практически быть не может.
Здесь должна быть категорическая формула, запрещающая этим заниматься. Это должно быть исключено из нормы закона. Концепцию не менять.
Второе. Статья 35, запрещает совмещение двух руководящих должностей главы представительного органа и главы администрации. В целом мы поддерживаем. Но есть уровень муниципальных образований, поселений, когда мы говорим, тысячу. Вот стоит ли на тысячи ориентироваться на такое понятие, как стремление создать систему издержек и противовесов, не довести до абсурда. Если тысяча человек в поселении, там уж сильнее контроля, чем от народа, не дождешься. Поэтому здесь можно было бы пойти и на некоторые совмещения.
Следующее. Статья 85, многие руководящие органы местного управления, действующие, записано, до 1 марта 2003 года, будут осуществлять свои полномочия аж до 1 января 2005 года. Мы считаем, что здесь закрадывается достаточно серьезное противоречие с Конституцией Российской Федерации статья 3, это о народовластии, и статья 32 - избирательные права граждан.
Мы не можем, есть полномочия, они истекли, человек должен переизбраться. Чего бы это не стоило, мы должны в этом смысле выполнить конституционные нормы. Поэтому у нас есть предложение, ну хотя бы с 1 января 2004 года. Ну, год, еще как-то можно. Но представьте себе ситуацию, люди не дождутся, когда человек уйдет, который не способен. И они должны год с ним мучаться. А год - это жизнь.