Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 22 Часть I Материалы парламентских слушаний на тему: О проекте федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"


12. Выступление Митиной В.А., заместителя Председателя Правительства Московской области
     Я, конечно, хочу поддержать ту озабоченность, которую сегодня все почувствовали после выступления Минфина. То, что ждали  все муниципальные образования - это, самое главное, закрепить финансово-экономические основы местного самоуправления. Сегодня они в большой степени поставлены под сомнение. И в этом плане весь закон, вообще говоря, теряет как бы смысл. Хотя я подготовилась говорить о другом. И мне кажется, что достаточно важно - это переходный период.
    Здесь уже было сказано, что он хорошо прописан. Но я как раз хочу сейчас рассказать о том, насколько он плохо прописан, и сколько проблем возникнет везде: в субъектах Федерации, в муниципальных образованиях на период перехода.
    Ну, прежде всего, есть тема установления границ муниципальных образований, которые должен установить субъект. Допустим, в Московской области по нашим оценкам у нас будет 450 муниципальных образований, их сейчас 80, процедура установления границ, если кто-то знаком по градостроительным, по землеустроительным нормам, это очень трудоемкая процедура. И реально законом установить границу чего бы то ни было это чрезвычайно сложно, тем более, когда речь идет о 450 муниципальных образованиях. Поэтому это нужно категорически переформулировать и, допустим, такую норму, как состав территории, состав населенных пунктов, что-то в таком духе, чтобы понятно было, какое население голосует в каком муниципальном образовании. Это первое.
    Второе. Сейчас в статье 85 предложено субъектам определить только структуру представительных органов. Тогда задаю вопрос: а что же будет с главой муниципального образования? У нас есть три варианта формирования главы. Это прямое избрание, это из совета и по контракту. Если будут это определять депутаты, когда соберутся после избрания, а мы хотим буквально за два месяца запустить эту систему, то понятно, что никакой структуры, реально действующей,  у нас не появится к 1 января 2005 года. Тогда из этого следует, что законом субъекта нужно уже определить и этот вопрос: и структуру представительных органов, и как образуется глава муниципального образования.
     Отсюда следует следующий вопрос. Соберутся депутаты, ведь первое, с чего должны они начать - это принять свой устав. Но вы представляете, опять на все про все нам дается два месяца, чтобы запустить систему. Опять же тогда субъекты надо наделить правом: законом своим принять типовые уставы для разных систем организации местного самоуправления. И когда депутаты соберутся, уже хотя бы будет модельный, как говорится, устав, который, может быть, можно быстро довольно принять.
    Следующий момент. Кто проводит выборы? Ничего об этом не сказано в законе. Муниципальных избирательных комиссий у нас  нет, соответственно. Значит, нужно наделить избирательные комиссии субъектов Федерации вот этими полномочиями: либо образовать на переходный период муниципальные избирательные комиссии, либо своими территориальными комиссиями провести эти выборы. Здесь пока тоже вакуум в этом законе.  Соответственно, нарезка депутатских округов уже в наших поселениях. Тоже нужно делать законом субъекта. По представлению кого? Опять же, наверное, избирательной комиссии субъекта. Тоже здесь пока ничего не прописано.
    Теперь раздел муниципальной собственности. Чрезвычайно сложный вопрос для субъектов, вот особенно для нашего, для большого субъекта. Соответственно, нам, безусловно, нужны предложения действующих муниципальных образований по разграничению муниципальной собственности. Об этом тоже нужно сказать. Кроме всего прочего, полностью умолчание есть по теме правопреемственности. А куда уходят долги действующих муниципальных образований? Куда уходят кредиты, которые они выдали там тем или другим юридическим лицам? Кто это все определит? Опять же надо это прописывать. Видимо, сегодняшние муниципальные образования, их советы должны сделать предложения на эту тему, а субъектам, допустим, опять же своим законом нужно это узаконить. Вот столько вот таких серьезнейших вопросов, которые возникают у нас на переходном периоде.
    Еще раз хочу сказать, если мы говорим о том, что депутаты и, вообще, органы у нас избираются в период по ноябрь, допустим, следующего года, или по октябрь, у нас остается месяц-два для того, чтобы принять устав, определить структуру органов управления, нанять хоть кого-то на работу, представить бюджет. Опять же слово по бюджету вновь образованных муниципальных образований. Ясно, что бюджеты должны делать субъекты вместе с существующими муниципальными образованиями. И мы как раз стоим перед вопросом, чтобы нам сделать субъектовый закон о бюджетном процессе на переходный период, потому что кто-то должен давать исходные данные по налоговой базе, там по физическим лицам, расчеты. Консолидированный бюджет будет приниматься субъекта до появления новых муниципальных образований на 2005 год. Значит, это будет очень специфический и серьезный процесс, который, значит, нужно нам, ну, дать право, по крайней мере, на это, и мы должны своим законом это +
    Кроме всего прочего, вот я говорю, месяц, два, будет чрезвычайно сложно. Я не могу представить вообще, как реально это осуществить, ну, допустим. Дальше возникает вопрос. Вот с 1 января запускается бюджетный процесс и начинается сбор налогов в новые бюджеты. А готова ли будет налоговая  инспекция и казначейство к такой колоссальной работе.
     Я заканчиваю. Я просто хочу сказать, что и там в этой сфере у нас появится много вопросов и нужно к этому готовиться. Поэтому мне очень понравилось предложение вот Сергея Сергеевича о том, чтобы сделать специальный закон о введении. Потому что сегодня очень много неясностей на этом этапе. И только после того, как появится у нас уже понимание по Налоговому, по Бюджетному кодексам, надо очень подробно, чтобы у нас действительно не было хаоса, прописывать переходный период.