Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 16 О проекте федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 280514 (материалы и документы)


7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правового управления Аппарата Государственной Думы

по проекту федерального за 2805148-3 "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации",
внесенному Президентом Российской Федерации (первое чтение)

     
     Основные положения законопроекта не противоречат Конституции Российской Федерации; имеющиеся отдельные замечания правового характера устранимы при подготовке текста законопроекта ко второму чтению.
    В пункте 1 статьи 6 проекта рекомендуется уточнить, что правовое регулирование субъектами Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации и в пределах полномочий субъектов Федерации по предметам совместного ведения осуществляется в случаях передачи законами субъектов Российской Федерации их отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления.
    В качестве вопроса местного значения поселения, муниципального района, городского округа предусматривается возможность изъятия земельных участков в границах муниципального образования (подпункт 20 пункта 1 статьи 14, подпункт 15 пункта 1 статьи 15, подпункт 26 пункта 1 статьи 16). На наш взгляд, указанное действие по своей правовой природе является не вопросом местного значения, а одним из полномочий муниципальных органов местного самоуправления, регламентируемых статьей 17 проекта.
    Статья 75 проекта регулирует вопросы временного исполнения полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Следует иметь в виду, что Конституция Российской Федерации (статьи 12, 130, 132) провозглашает самостоятельность органов местного самоуправления, устанавливает их обособленность от системы органов государственной власти; при этом возможность передачи отдельных муниципальных полномочий государственным органам Конституцией не предусмотрена.
    Законопроект предусматривает концептуально новые подходы к основам бюджетного регулирования, межбюджетных отношений и предлагает пути решения проблем, объективно существующих в этой сфере.
    Вместе с тем, некоторые положения обозначенных статей проекта не в полной мере согласуются с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации.
    Например, пункт 4 статьи 15 проекта предполагает предоставление в рамках одного уровня бюджетной системы Российской Федерации - местных бюджетов - субвенций (из бюджетов поселений в бюджет муниципального района). Обращаем внимание, что под термином "субвенция" понимаются, в частности, бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
    В этой связи следует внести изменения и дополнения в бюджетное и налоговое законодательство в соответствии со сроками и порядком, предусмотренным статьей 83 данного законопроекта (до 1 января 2005 года).
    Пункт 6 статьи 35, пункт 7 статьи 37, статья 41 законопроекта предусматривают, что представительный орган муниципального образования и местная администрация являются юридическими лицами, создаются и действуют в форме муниципальных учреждений и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц. Представляется, что концепция законопроекта в этой части нуждается в дополнительном обсуждении.
    Согласно пункту 1 статьи 2 и пункту 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации в регулируемых гражданским законодательством отношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами могут участвовать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. На основании статьи 125 Гражданского кодекса от имени названных субъектов в гражданско-правовые отношения вступают органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Таким образом, перечисленные образования являются особыми субъектами гражданского права; приобретение ими статуса юридических лиц и их регистрация в таком качестве не требуются, поскольку в качестве субъектов имущественного оборота пунктом 2 статьи 124 Гражданского кодекса они уравнены с юридическими лицами.
    Пункт 4 статьи 51, статья 68 проекта, допускающие участие органов местного самоуправления в создании хозяйственных обществ, нуждаются в согласовании с пунктом 4 статьи 66 Гражданского кодекса, содержащим общий запрет на участие органов местного самоуправления в хозяйственных обществах.
    В существенной доработке и согласовании с пунктом 1 статьи 209, статьей 215 и другими статьями Гражданского кодекса нуждается статья 51 законопроекта. Поскольку собственником муниципального имущества является муниципальное образование, то в пункте 1 названной статьи следует уточнить, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования осуществляют правомочия собственника муниципального имущества. Абзац 3 пункта 4 статьи 51 следует согласовать с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса, согласно которому при недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, т.е. муниципальное образование.
    Пункт 3 статьи 51 законопроекта, предусматривающий, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нуждается в согласовании с положениями Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (статьи 2 - 4, 11 -  17 и другие), согласно которому приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, однако порядок, способы и условия приватизации такого имущества определены федеральным законом.
    Обращаем внимание, что дополнительно выявлены несколько нормативных правовых актов, содержащих ссылки на акты, утрачивающие силу, в связи с чем необходимо либо признать их также утратившими силу, либо внести в них соответствующие изменения.
    Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет для учета при подготовке законопроекта ко второму чтению.
         
Начальник управления      Г.П.Ивлиев

17 февраля 2003 г.