АВ 2003г. Выпуск 12 Национально-культурные автономии в системе местного самоуправления в Российской Федерации
Я бы хотел в своем выступлении остановиться на двух моментах.
Первое. В 1996 году был, как известно, принят замечательный Закон "О национально-культурной автономии", который впервые в истории России отдал вопросы развития национальной культуры не государству, а самим народам. А государство обязал помогать - не вмешиваться, не руководить, не предлагать свою модель, а помогать развивать культуру народа так, как считает нужным сам народ. Вот в этом новация закона. Этого никогда не было, а теперь - есть!
Статья 19 Конституции Российской Федерации предполагает равенство всех народов перед законом. Статья 30 Конституции Российской Федерации предполагает право граждан на объединение. Поэтому Федеральный закон "О национально-культурной автономии" первоначально сделал субъектом права, в данном случае, гражданина. Это было право граждан, относящих себя к той или иной национальности, создавать свои национально-культурные автономии.
Я хочу обратиться к тем поправкам к Закону, которые недавно прошли во втором чтении и которые ставят под сомнение это самое право граждан, потому что теперь (если этот закон пройдет) не любой этнос будет иметь право создавать свою национально-культурную автономию, а только тот, который находится на данной территории в положении национального меньшинства . Что такое "положение национального меньшинства" - не знает ни один юрист. Нет такого понятия, как положение национального меньшинства .
Более того, само по себе выражение национальное меньшинство не имеет четкого юридического содержания, но его лоббировал предыдущий Министр по делам национальностей Блохин. Его сегодня лоббирует Министр Зорин. И тут я соглашусь с выступлением Михаила Николаевича Губогло: перед нами разворачивается наступление государства на этнический фактор. Государство не хочет выпускать из своих рук эту прерогативу: предписывать народам, как им развивать свою культуру, свой язык, свои традиции. В первую очередь, наверное, это касается нашего русского народа, Федеральную автономию которого я имею честь здесь представлять.
Очевидно, государство считает, что Министр культуры Швыдкой Михаил Ефимович вполне прекрасно развивает русскую культуру, и не нужно здесь русскому народу вносить никаких корректив (достаточно того, что есть). Оно, видимо, считает, что русский язык развивается вполне нормально и что русское образование развивается тоже вполне нормально. Хотя те учебники по истории России, которые нам приходится читать и рецензировать, не выдерживают никакой критики. Я уже не говорю о том, что просто отсутствует учебник по истории русского народа. Нет и не было в природе такого учебника.
Поэтому, если эти поправки будут приняты в третьем чтении, то с нашей точки зрения, и мне хотелось бы услышать по этому поводу мнение представителя Конституционного Суда, в отношении русских будут попраны и статья 19 и статья 30 Конституции Российской Федерации.
Я хочу сообщить, может быть, кто-то не знает, Министерство юстиции отказалось регистрировать Федеральную русскую автономию, но мы выиграли дело против Минюста в Таганском суде, который постановил признать отказ Минюста зарегистрировать Федеральную русскую автономию неправомерным и обязать его зарегистрировать нашу автономию. Московский городской суд подтвердил это решение, оставил его в силе. Но Минюст обратился в московскую прокуратуру, и прокурор принес протест. Я его процитирую.
Прокурор Москвы Авдюков пишет, что "поскольку русский народ, - я цитирую, - как указано в разделе 6 Конституции Российской Федерации (в Конституции, если кто забыл, два раздела), является опорой государственности+ . Господа! Все, кто не просто читал, а хотя бы брал в руки Конституцию, знают, что русский народ там не упомянут ни разу, как в Библии. В Библии не упомянут русский народ - и в Конституции Российской Федерации тоже. Нет такого конституционного понятия.
И это пишет прокурор Москвы! И Президиум Мосгорсуда возвращает дело на повторное рассмотрение.
В этой связи я хочу сказать: когда мы видим здесь господина Шелова-Коведяева, мы понимаем, что ему от Правительства России даны полномочия собирать у себя в кабинете руководителей федеральных национально-культурных автономий. И 14 таких представителей имеют право у него собираться и решать, согласно Закону "О национально-культурной автономии", вопросы не только национально-культурного, но и социального развития народов, я это подчеркиваю, и вопросы государственной национальной политики они имеют право обсуждать в стенах Правительства Российской Федерации. А вот русскому народу, который по прошлой переписи составлял 82 процента населения, такого права не дано.
С нашей точки зрения имеет место чистой воды дискриминация, нарушение Конституции Российской Федерации. И я еще раз хочу подчеркнуть, что если в третьем чтении закон будет принят в правительственном варианте, то мы, конечно, будем обращаться в Конституционный Суд для того, чтобы признать весь закон в целом антиконституционным. Это первое, на что бы я хотел обратить внимание присутствующих.
И второй момент, не менее важный. В Конституции Российской Федерации есть 26-я статья, которая предполагает за гражданами право определять и указывать свою национальность. Это очень важное право, но у нас в стране полностью отсутствует механизм его реализации.
Я имею право указать и определить свою национальность. Но как? Раньше можно было развернуть свой паспорт. Когда вы приходили получать паспорт, вы и осуществляли тогда это свое право. Паспортист вас спрашивал: ваша национальность? Вы говорили: "эфиоп", и вам писали - "эфиоп". После этого вы могли прийти в эфиопскую национально-культурную автономию и попросить там некие блага, для чего она, собственно, и существует. А вот теперь представьте себе, что я приду в эфиопскую национально-культурную автономию и попрошу денег на ту или иную программу развития эфиопской культуры. А мне скажут: докажи, что ты эфиоп! А я и рад бы, да не могу. Нет в паспорте графы "национальность", и не предусмотрен никакой иной документ и никакая иная форма, и никакой иной механизм для того, чтобы я мог осуществить свое конституционное право определить и указать свою национальность.