Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 11 Зарубежный опыт правового регулирования деятельности средств массовой информации


4. Законодательный  опыт   ФРГ по  регулированию  информационных отношений  в  области    массовой информации


     Как отмечается в научной литературе, свобода прессы как ключевой аспект демократии достаточно сильно защищена германским законодательством. Федеральные и земельные законы о прессе налагают серьезные обязательства на СМИ.
     
     Основной Закон ФРГ гарантируют свободу слова (Статья 5.1) :  Каждый имеет право свободно устно, письменно или посредством изображений выражать и распространять свое мнение, а также беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников. Свобода печати и свобода информации, распространяемой радио и ТВ, гарантируются.
    
     Все Земли ФРГ приняли законы, регулирующие общественные отношения с участием СМИ, которые, хотя и отличаются друг от друга в деталях, в основном следуют одному образцу. Все эти законы включают по 27 разделов, каждый из которых регламентирует те или иные аспекты свободы прессы: требования к издателям, право на ответ, защиту от плагиата, право на отказ от свидетельства в суде, уголовную ответственность сотрудников прессы и т.д.
    
     Свобода прессы как конституционный принцип включает в себя плюрализм взглядов и конкуренцию между средствами массовой информации. Законодательство гарантирует плюрализм печатных органов путем запрета на монополии. По законодательству ФРГ плюрализм прессы означает свободный доступ к СМИ, плюрализм собственности, ограничение концентрации СМИ, участие журналистов в редакционном процессе и либеральные правила регистрации СМИ.
     В федеральном Законе о монополиях 1956 года, позволяющем эффективно противостоять угрозам, которые несет свободе прессы концентрация СМИ, есть специальные положения, позволяющие осуществлять контроль за малыми и средними объединениями в сфере СМИ. В соответствии с этим Законом Федеральное агентство по монополиям (ФАМ)  может запретить слияние компаний.
    В ФРГ  в Законе о вещании 1992 года указывается, что одна компания может владеть не более чем двумя радиоканалами и/или телевизионными общенациональными каналами. Лицензия на национальный канал общего характера не выдается компании, в которой кто-либо контролирует 50 или более процентов капитала.      
                В Германии представители средств массовой информации имеют право доступа к правительственной информации, что является необходимым средством выполнения прессой ее общественной роли (раздел 4 Земельных законов о прессе).
                Положения разделов 3 всех земельных законов, рассматривая роль прессы в информировании общества в условиях демократии, провозглашают, что общественная функция прессы состоит в том, чтобы в общественных целях собирать, распространять информацию, давать комментарии и таким образом способствовать формированию общественного мнения.     
     Федеральные и земельные правительства имеют право отказать СМИ в предоставлении информации в случаях, если:
    ее обнародование может помешать судопроизводству;
     будут нарушены нормы секретности;
     предоставленная информация может нанести ущерб интересам общества или граждан;
    объем требуемой информации превышает приемлемые размеры и др.                      
     Представитель прессы в случае отказа предоставить информацию может обратиться в суд.      
     Ряд статей Уголовного кодекса ФРГ предусматривают наказание для тех, кто использует свободу печати для борьбы против основ свободного демократического порядка, оскорбляет Конституцию и учреждения государства, республику, призывает к нарушению общественного порядка.     
     Свободу прессы могут также ограничить Статья 1 Основного Закона (защита достоинства личности), статья 2 (свободное развитие личности), Статья 12 (свобода выбора профессии), Статья 14 (право собственности) и др.
    В соответствии со Статьей 19 Основного Закона ФРГ никакой нормативно-правовой акт или иная мера не могут посягать на осуществление основных свобод, включая свободу прессы. Если же закон в исключительных случаях это делает, то в нем должно быть четко и подробно мотивировано намерение ограничить действие этой свободы.     
     Разделы 13-20 и 24 Земельных законов о прессе регламентируют защиту журналистских источников информации, а именно право отказываться от свидетельских показаний и защиту от обыска и ареста, за исключением отдельных случаев. Эти привилегии также записаны в разделах 383 ГПК и разделах 53 и 97, 111 УПК.     
     В Основном Законе ФРГ подчеркивается (ст.ст.3, 4, 9, 33):
    никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам
вероисповедания, религиозных или политических взглядов;
    свобода вероисповедания, совести и свобода религиозных   убеждений   и   мировоззрения   неприкосновенны;
    государство  гарантирует  беспрепятственное отправление религиозных обрядов;
    запрещаются объединения, цели и деятельность которых противоречат   уголовным   законам   или   направлены   против конституционного строя или против идей взаимопонимания между народами;
     пользование гражданскими и политическими правами, доступ к государственным должностям, как и права, приобретенные на государственной службе, не зависимы от исповедуемой религии.

    В Уголовном кодексе ФРГ предусматривается наказание на срок до  трех лет лишения свободы или денежный штраф за оскорбление вероисповедания граждан и религиозных обществ, а также за воспрепятствование отправлению религиозных обрядов, культов, если такие действия вызывают нарушение общественного порядка (ст.ст.130, 166, 167).
    Публикации, которые нарушают этические или религиозные чувства какой-либо группы людей, являются также поводом для применения Кодекса прессы от 1973 года.     
     За последние годы правовая защита нравственного здоровья молодежи ФРГ от вредного воздействия СМИ была расширена и усовершенствована благодаря принятию ряда законов. Это, например, Закон о правовой защите молодежи в общественных местах (ЗПЗМОМ), который разрешает подросткам смотреть фильм в общественных местах лишь после того, как на него будет дано разрешение высших земельных органов по делам молодежи.
     Это также Закон о распространении материалов, вредных для молодежи (ЗРМВМ), предусматривающий создание высшего федерального органа - Федерального ведомства по проверке материалов, вредных для молодежи (ФВПМВМ).
          Правовое регулирование порнографических публикаций осуществляется Законом  1961 г. о распространении печатных материалов, наносящих моральный вред молодежи, которым запрещается реклама определенных видов публикаций.
    Закон об информационных и коммуникационных службах (ЗИКС) вводит для эксплуатирующих электронные информационные и коммуникационные службы  обязанность назначать Уполномоченного по вопросам правовой защиты молодежи.     
     Статья 184 УК предусматривает уголовную ответственность за продажу порнографических материалов лицам моложе 18 лет или публикацию таких материалов в местах, доступных для несовершеннолетних. Федеральный Конституционный суд ФРГ признал данное положение соответствующим Основному закону, а также поддержал запрет на распространение определенных порнографических журналов по почтовым каналам.
    Федерация закрепляет лишь общие принципы защиты детей  от распространения порнографической продукции, конкретные меры отнесены к компетенции земель, которые, основываясь на Законе  о защите юношества, по-разному определяют критерии допустимости оборота порнографии.     
     В настоящее время производство и размещение рекламы в ФРГ имеют массу регламентации по Законам о прессе.
     Раздел 10 Земельных законов о прессе требует, чтобы реклама была соответствующим образом обозначена в газетах. По законам о печати платная информация в редакционных статьях является незаконной. Совет прессы исходит из того, что общественное доверие к СМИ будет подорвано, если редакционные материалы будут содержать рекламу.
    Помещение рекламы под видом информации считается недобросовестной конкуренцией, проводимой рекламодателем. Тем не менее, в каждом случае необходимо отличать информацию от рекламы. Согласно Закону о недобросовестной конкуренции, возможно возмещение ущерба, нанесенного недобросовестной конкуренцией, например, из-за распространения ложных фактов о товарах, услугах и клиентах.
    Незаконной считается сравнительная реклама. Исключение составляют те случаи, когда этого требует общественная заинтересованность, например, когда продукт угрожает здоровью людей.
     Эти положения закона не распространяются на официальную сравнительную проверку качества товаров. Для удовлетворения общественного интереса в качестве рыночных товаров Федеральное правительство основало фонд под названием Warentest для проведения сравнительной оценки.                                                           
         Совершенствование правовой базы в области средств массовой информации  с учетом  международного опыта является важнейшей задачей законотворческой деятельности государства.        
         Учитывая возрастание социальной и политической роли СМИ в условиях информационной революции и создания глобального информационного сообщества, государство должно оптимизировать  условия их деятельности, обеспечивая независимость, демократическое развитие, а также максимально ограничивая возможности злоупотребления, использования их в антиобщественных целях.

 СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

         Конституция (Основной закон) Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М. - Юридическая литература. - 1993.
        Всеобщая декларация прав человека. Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.
        Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.).
        Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-I   О средствах массовой информации .   
         Какую Россию мы строим. Послание Президента Российской Федерации                    В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, 8 июля 2000 г. - М. - 2000.  
         Государственный договор о сотрудничестве между Берлином и Брандербургом в области радио и телевидения: Договор от 29 февраля 1992 г.: Вступил в силу с 7 мая  1992 г.// Право радио  и телевидения в России/ Симп. ин-та Ханса Бредо. - Гамбург, СПб. - 1994.
         Государственный договор о телевидении и радиовещании в объединенной Германии: Государственный Договор Федеративной Республики Германия от 31 августа 1991 г.: С изменениями и дополнениями от 11 сентября 1996 г. // Государственный договор о телевидении и радиовещании. - Бонн. - 1997.
         Кодекс прессы (принципы журнализма): Принят Германским советом прессы в 1992 г. // Закон о прессе: Материалы по вопросам политики и общества в ФРГ. - Бонн. - 1993.
        О распространении материалов, вредных для молодежи: Закон Федеративной Республики Германия от 12 июля 1985 г.: С изменениями и дополнениями  от 22 июля 1997 г. // Правовая Защита молодежи от вредного воздействия СМИ. - Бонн. - 1999.                         
         О СМИ города Гамбурга: Проект закона г. Гамбурга: С изменениями  и  дополнениями на 26 октября 1992 г. // Право радио и телевидения в России / Симп. ин-та Ханса Бредо. - Гамбург, СПб. - 1994.  
         О телерадиовещании: Решение Федеративного конституционного суда  Федеративной Республики Германия от 28 февраля 1961 г.  // Право радио и телевидения в России/ Симп. ин-та Ханса Бредо. - Гамбург, СПб. - 1994.
         Об обеспечении защиты молодежи: Директива АРД Федеративной Республики Германия от 22 июня 1988 г.: С изменениями  от 24 июня 1992 г.// Право радио и телевещания в России. - Гамбург, СПб. - 1994.
         О благопристойности в прессе коммуникации: Закон Соединенных Штатов Америки 1996 г.
        О коммуникациях: Извлечения из  Закона Соединенных Штатов Америки 1934 г.// Современное право средств массовой информации в США. - М. - 2000.
         О свободе печати: Акт: Принят Законом Королевства Швеция   105 от 1949 г.: С изменениями, внесенными Законом Королевства Швеция 1475 от 1994 г. //        Конституция государств Европейского Союза. - М. - 1997.
        Актуальные проблемы Европы. Средства массовой информации и демократия в современном мире. - М. - 2002.
        Барэндт Э. Вещательное право. Сравнительный анализ: Материалы к парламентским слушаниям "О недопустимости монополизации средств массовой информации", 6 апреля 1998 года. - 1995.
        Базекс М. Система выдачи разрешений на осуществление профессиональной деятельности в профессиональном праве (на примере телекоммуникаций) // Государственное регулирование экономической деятельности. - М. - 2000.
        Власихин В. Миллер против Калифорнии. Эротика и порнография в решениях Верховного суда США // Российская юстиция. - 2001. - 5.
        Германия. Материалы к конференции Закон власть и средства массовой информации . Перевод с немецкого. - М. -  Медиум. - 1993.
        Государственная служба за рубежом. - М. - 2001. - 3 (39).

         Дамм Р. Правовое положение печати в Германии. - Росссийский бюллютень по правам человека. - 1994. - 4.
        Демократический контроль над государственной властью: Материалы семинара в посольстве Швеции в Российской Федерации, 21 ноября 1997 г. -  М. - 1997.    

         Законы и практика средств массовой информации в одиннадцати демократиях мира: Сравнительный анализ. - М. - Галерея. - 2000.   
         Засурский Я.Н., Шарончикова Н.В., Беглов С.И. Средства массовой информации Великобритании, Франции, Италии в 1993 году // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. - 1994. -   4.
        Ионова А. Великобритания: этико-правовое регулирование свободы печати и свободы вещания // Государственная служба. - 2002. - 2.

         Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. - М. - Издательство БЕК. - 2000.                  
         Концептуальный    доклад    о    законодательстве    США   о   средствах массовой информации. - Современное право средств массовой информации в США. - М. - 1997.  
         Копылов В.А. Информационное право. - М. - Юрист. - 2002.
        Кудряшов С.М. Международно-правовое регулирование информационной сферы. - Дипломатический вестник. - 2001. - 2.

         Кудрявцев М. Лицензирование телерадиовещания и новый Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Законодательство и практика средств массовой информации. - 1999. - 1.
        Комментарии Центра Права и средств массовой информации / Под ред. Суркова П.В.  - М. - Центр Право и СМИ. - 1999. - Выпуск 20.
        Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. - М. - 2000.
        Ламэй Крег Л., Мицкевич Эллен, Файрстоун Чарльз. Автономия телевидения и государства (Институт Аспена, Центр Де Уитта  Уоллеса по исследованию коммуникаций и журналистики, Университет Дьюка, Центр Картера). - М. - 1999.
        Лукашук И.И. Средства массовой информации, государство, право. -  М. - 2001.
        Массовые информационные процессы в современной России. - М. - 2002.
        Правовое регулирование концентрации и прозрачности СМИ. - М. - Центр Право и СМИ. - 2000.
        Перспективы решения правовых проблем, возникающих в деятельности средств массовой информации. По материалам Первой всероссийской конференции юристов, оказывающих поддержку средствам массовой информации, 29-30 марта 2001 г., Москва. - М. - Изд-во Права человека. - 2001.
          Правовые аспекты лицензирования телерадиовещания и телекоммуникаций: Международная конференция, Москва, 19 декабря 1998 года, МГУ/ Под редакцией Винокурова Г. В., Рихтера А.Г., Чернышева В.В. - Центр Право и СМИ. - М. - 1999. - Выпуск 13.
        Проссер Т. Регулирование естественных монополий и "узких мест" в Соединенном Королевстве  // Участие государства в коммерческой деятельности. - М. - 2001.

         Российская журналистика: свобода доступа к информации. - М. - 1996.

         Рихтер А.Г. Порнография+по-американски. - В кн. Законодательство о СМИ: учебно-практические материалы. - М. - Право и СМИ. - 1999.
       Средства массовой информации и демократия в современном мире. -  М. - 2002.
       Система средств массовой информации России. - М. -  Аспект Пресс. - 2001.
       Современное право средств массовой информации в США // Под ред. А.Г. Рихтера. - М. - Право и СМИ. - 1997.

        Средства массовой информации постсоветской России. - М. - 2002.

        Сиберт Фред. С., Шрамм Уилбур., Питерсон Теодор. Четыре теории прессы (Национальный институт прессы). - М. - 1998.
        Склярова Я. Лицензирование коммерческого телерадиовещания в США // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. - 2001. - 7.
        Ткач А.Н. Средства массовой информации: проблемы и перспективы распространения продукции сексуального характера. - Юрист. - 2000. - 9.
       Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. - М. - Международные отношения. - 2002.
       Хлобустов О. Средства массовой информации и терроризм. - Безопасность. - 1999. - 3 -4.