АВ 2003г. Выпуск 11 Зарубежный опыт правового регулирования деятельности средств массовой информации
3. Правовое регулирование информационных отношений в области
массовой информации в Швеции
В зарубежной литературе отмечается, что Конституция Швеции предоставляет наиболее сильную защиту свободе печати и свободе слова как краеугольному камню шведской демократии.
Основными конституционными актами в Швеции являются, наряду с Актом о Правительстве 1974 года, Закон о свободе печати 1949 года и Закон о свободе слова 1991 года.
Статья 1 главы 2 Акта о Правительстве гарантирует всем гражданам в их отношениях с властями свободу выражения мнений и свободу получения и обмена информацией:
1) свобода высказываний: свобода сообщать информацию и выражать идеи, мнения и чувства как устно и письменно, так и любым иным образом;
2) свобода информации: свобода получать информацию и иным образом знакомиться с высказываниями других.
Статья 2 главы 2 Акта о Правительстве предусматривает, что каждый гражданин в своих отношениях с обществом должен быть защищен от любого принуждения к высказыванию своего мнения по вопросам политики, религии, культуры и в иных сферах.
Свобода высказываний и свобода информации, защищенные Актом о Правительстве, могут быть ограничены только в целях, приемлемых в демократическом обществе, а именно: защита государственной безопасности и прав личности, обеспечение общественного порядка и безопасности, предупреждение преступлений и привлечение к ответственности за них в тех случаях, когда для этого есть достаточные основания (глава 2 ст.12, ст.13).
В вопросах, касающихся свободы информации и самовыражения, власти должны учитывать необходимость поддержки прав и свобод в сфере политики, религии, науки, культуры (глава 2 ст.13).
Конституционный закон о свободе слова регулирует вопросы, относящиеся к радио-, теле-, кино- и видеопродукции и предоставляет СМИ серьезную правовую защиту.
Закон о свободе печати - это основной закон регулирующий общественные отношения с участием СМИ, служащий на практике основой для решения вопросов, касающихся свободы слова. Закон определяет эту свободу как право каждого шведского гражданина без препятствий со стороны каких-либо органов государственной власти свободно выражать в печатном произведении свои мысли и мнения, предавать гласности официальные документы и не привлекаться за это к ответственности никаким другим образом, кроме как в судебном порядке. Наказание допустимо лишь в том случае, если содержание опубликованного находится в противоречии с законом, направленном на сохранение общественного порядка (глава 1 ст. 1).
Существенное значение для СМИ имеет свобода доступа к официальным документам. Нормы, регламентирующие свободу информации, содержатся в главе 2 Закона о свободе печати, согласно которой все документы открыты для доступа общественности, за исключением случаев, когда они составляют государственную тайну. Эта презумпция открытости, как отмечают западные аналитики и исследователи, является отличительной чертой шведской правовой и политической системы.
Доступ к правительственной информации, не подлежащий разглашению, ограничивается по следующим основаниям:
безопасность государства или его отношения с иностранным государством или международной организацией;
финансовая, денежная политика или политика в области валютного обмена;
деятельность власти по инспектированию, контролю и иной проверке;
следственная деятельность в целях предупреждения и пресечения преступлений;
защита экономических интересов государства;
защита личного достоинства и имущественных отношений лиц;
интересы сохранения разновидностей животных и растений.
Любое лицо, получившее отказ в предоставлении информации, имеет право требовать письменного объяснения официального органа о причинах отказа, ему обязаны также объяснить его права на апелляцию вплоть до Высшего административного суда.
В шведском законодательстве различают две формы клеветы: собственно клевета, или дискредитация (libel), и оскорбление (affront). Если первая форма клеветы иногда становится поводом для совершения юридических действий против СМИ (хотя судебные процессы о клевете в Швеции не распространены), то вторая представляет собой в основном личные оскорбления "с глазу на глаз" и редко служит основанием для жалоб на прессу.
Шведская Конституция не предусматривает никаких исключений из запрета на предпубликационную цензуру.
Статья 2 главы 1 Закона о свободе печати гласит: ни одна публикация до выхода не может быть подвергнута цензуре и запрещена к печати.
В Швеции нет законоположений, касающихся лишения слова в суде или других подобных ограничений.
Шведская Конституция обеспечивает сильную защиту источников информации.
Статья 1 главы 3 Закона о свободе печати запрещает разоблачение журналистских источников информации, хотя и существует несколько исключений из этого принципа. Журналист, раскрывающий свой источник без его согласия, может быть привлечен к уголовной ответственности.
Закон о свободе печати запрещает правительственным чиновникам наводить справки об источниках информации СМИ. Полиция может проводить расследования, когда есть серьезные опасения, что источник является изменником, шпионом или совершил одно из преступлений, указанных в статье 3 главы 7 Закона о свободе печати.
Закон о свободе печати запрещает выражать угрозы или неуважение в адрес групп населения в связи с их принадлежностью к определенной расе, национальности, по признаку цвета кожи, этнического происхождения, религиозных убеждений.
В Швеции запрет, основывающийся на соображениях общественной нравственности и касающийся непристойности и порнографии, распространяется на детскую порнографию и на изображение сцен сексуального насилия. Произведения, представляющие художественную ценность, являются исключением и могут служить оправданием публикации.