Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 11 Зарубежный опыт правового регулирования деятельности средств массовой информации


2. Законодательный опыт регулирования деятельности средств

массовой информации в США

     
     В зарубежной литературе выделяются несколько групп отношений, которые в совокупности выражают свободу массовой информации, основные условия ее осуществления и ответственность за возможные правонарушения. В этом отношении значительный интерес представляет система правового регулирования деятельности СМИ в США.
    Первая группа  - это свобода самовыражения.        
     Вторая группа - ответственность СМИ за распространение сомнительной, оскорбительной или недостоверной информации, порочащей человека, подрывающей его личную или деловую репутацию (диффамация).
    Третья группа - права и обязанности СМИ с позиций государственной (национальной) безопасности.
    Четвертая группа - возможность журналистов защищать свои источники информации.
    Пятая группа - вопросы контроля и регулирования средств массовой информации со стороны государственных органов.
    
     Свобода самовыражения в США гарантируется Первой поправкой к Конституции США, которая гласит, что Конгресс США не вправе принимать законы, ограничивающие свободу слова или печати. На этом принципе зиждется защита права на самовыражение, которое  подразумевает обеспечение следующих прав личности:
     право иметь собственные убеждения или верования;   
     право на свободный обмен информацией по любому предмету;
    право не отвечать на вопросы;
    право на получение информации от других лиц;
    право запрашивать и получать информацию из всех без исключения источников;
    право общаться и объединяться с другими лицами.
    
     Право на свободу слова даровано всем гражданам без исключения.  Согласно американскому законодательству, ограничение свободы слова должно дозволяться только в том случае, если представлены убедительные доказательства, что речь идет о прямой угрозе ущемления не менее значимого права.
     
     Запретительные нормы в отношении печати или цензура допустимы в  американской правовой системе в самых исключительных случаях, при наличии чрезвычайных обстоятельств, угрожающих национальной безопасности и общественному порядку, когда традиционные средства защиты представляются недостаточными.
                                                                                                     
     Исследователи особо выделяют один из важнейших вопросов информационной свободы - свобода доступа к государственной информации в США.
    В своем историческом постановлении по делу Нью-Йорк таймс против  Салливана Верховный суд США особо обратил внимание на важность свободного, здорового и открытого обсуждения государственных вопросов . В основу данного вывода суда положена давлеющая в американской юриспруденции мысль о том, что вмешательство правительства в вопросы информации - это худшее зло, нежели злоупотребление свободой слова.
    Однако Закон о свободе информации США признает, что государство вправе отказать в доступе к некоторым видам информации, закрытым для журналистов и не подлежащим разглашению. Это:
    информация о национальной безопасности;
    внутренние правила и распорядки, касающиеся только служащих данного государственного учреждения;    

     информация, разглашение которой нарушает неприкосновенность частной жизни;                                                                        
     информация, представляющая собой коммерческую тайну;
    информация официального характера, которую исполнительная власть вправе не раскрывать;
    информация, разглашение которой запрещено согласно другим законам;                                                                                                 
     информация, разглашение которой нарушило бы ход уголовного, расследования или обвинения;    
     информация о состоянии финансовых учреждений;
     информация геологического и геофизического характера.      

     В США в ходе судебного слушания может быть дано распоряжение об ограничениях на публикацию, но оно будут считаться законным тогда, когда абсолютно ясно, что:
     публикация угрожает нанесением непосредственного и непоправимого вреда "священному" праву;
     ограничения окажутся действенными;
    никакие другие меры, в меньшей степени ограничивающие свободу выражения мнений, не будут эффективными.
     Верховный суд США отметил, что он может поддержать предварительные ограничения на публикацию данных, касающихся передвижения войск во время ведения военных действий, прямых призывов к насилию или насильственному свержению правительства, а также на заявления, представляющие явную и непосредственную угрозу правам подсудимого на справедливое судебное разбирательство.
    
     В США основными средствами государственного противостояния монополиям и концентрации в СМИ являются антитрестовские законы и корпоративные законы штатов.
     Электронные СМИ являются объектом специального нормативного регулирования, которое опосредованно затрагивает и печатные СМИ (например, правило один на рынке - запрет на одновременное владение одним лицом газетой и радио- и телестанцией в одном городе или на одном информационном рынке).
    
           Американский способ лицензирования телерадиовещания является наиболее продолжительным  и разнообразным. Лицензирование осуществляется там с 1927 года, когда в других странах вещание еще существовало только в форме государственной монополии.
            В США регламентирование радио  и телевещания, как и все вопросы, связанные с телекоммуникациями, находится в ведении Федеральной комиссии связи (ФКС), государственного органа, уполномоченного Конгрессом регулировать вещание. ФКС была учреждена Конгрессом в 1934 году на основании Закона США о связи. В последствии в Закон о связи  неоднократно вносились поправки, а с 1996 года вступил в силу Закон о телекоммуникациях.
                ФКС принадлежит большой комплекс полномочий, среди которых -    установление телекоммуникационных тарифов; участие в законотворческой деятельности путем составления соответствующих рекомендаций; введение единого реестра телекоммуникационных операций и провайдеров; осуществление программ регулирования всех услуг индустрии радио- и телевещания; координация государственной телекоммуникационной политики и другие.
    ФКС лицензирует радио- и телевизионные станции как коммерческие или некоммерческие образовательные телевизионные и радиостанции. Статья 309 Закона США о связи  устанавливает общее правило выдачи лицензии, по которому Комиссия с учетом всех условий, которые сочтет существенными в конкретном случае, должна предоставить лицензию, прежде всего, исходя из общественных интересов.  Преимущества предоставляются тем, кто намерен выпускать социально значимые программы и передачи по местной проблематике. В соответствии с американским законодательством получение лицензии на пользование частотой, являющейся национальным ресурсом, налагает на ее обладателя обязанность  служить интересам общества.
    Учитывается также отсутствие серьезных нарушений действующего законодательства на протяжении предыдущих сроков действия лицензии для уже работающего вещателя и для претендента в тех видах деятельности, которыми он занимался до подачи заявления в Комиссию. В статье 313 Закона о связи прямо запрещается предоставлять лицензию претенденту, у которого она ранее была отозвана за нарушение антимонопольного законодательства.   
     ФКС выдает лицензии сроком до восьми лет. В Законе о связи определены ограничения права на получение лицензии. Статья 310 этого закона предоставляет такое право только гражданам США. Юридическое лицо может стать держателем лицензии в случае, если оно зарегистрировано в соответствии с законодательством США, ограничивающим долю собственности во владении иностранных представительств и лиц, не являющихся гражданами США до  25% акций американских телевизионных и радиостанций.
                 Основой для отказа в продлении срока действия лицензии чаще всего служат жалобы теле- и радиослушатей, а также предоставление в заявлении недостаточных сведений или нарушения в финансово-хозяйственной деятельности станции.
         
     В научной литературе обращается внимание на то, что в США защита детей от просмотра порнографии (эротики) или участия в ее производстве является предметом особой заботы американских судов и законодателей.
     Производство, распространение, владение или просмотр порнографических материалов с участием детей до 16 лет преследуются по принятому в 1977 году федеральному Закону США О защите детей от сексуальной эксплуатации , а также законами штатов.
    В законодательстве США, кроме понятия порнография (в содержательном смысле оно ближе нашему понятию "эротического" или "сексуального" издания),  используется еще и термин непристойность ( непристойность определяется как несоответствие принятым стандартам нравственности , к ним относятся вульгарные или шокирующие выражения, которые необязательно обращаются к низменным инстинктам аудитории ), распространение которой запрещается.
          Порнографические произведения и программы защищены Первой поправкой к Конституции США,  что означает, что производство и распространение порнографической информации может ограничиваться, но не запрещаться, в чем и состоит ее отличие от непристойных (obscene)  произведений, которые, как заявил Верховный суд США по делу Миллер против штата Калифорния (1973 год), лежат вне гарантий, данных Первой поправкой, и поэтому могут запрещаться и ограничиваться решениями судов.
     Учитывая, что телевидение и радио являются более действенными и более доступными для несовершеннолетних средствами массовой информации, Верховный суд (дело "Федеральная комиссия связи против Фонда Пасифика", 1978 год) подтвердил конституционное право Федеральной комиссии связи (ФКС) и правительственного управления, ответственного за регулирование вещания и выдачу лицензий телерадиостанциям, ограничивать выход в эфир "неприличных" (indecent) программ и передач.