Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 10 Кодекс парламентской этики в России: проблемы и перспективы


Т.А.Портнова.
       Депутат Московской городской Думы, председатель Комиссии по этике.
    У нас состоялось первое чтение Кодекса депутатов Московской городской Думы и мы приняли его в первом чтении. Здесь, действительно, возникают вопросы, что ожидает парламент,   какие будут возникать трудности при принятии  этического кодекса.
    Приводились самые разные аргументы,  начиная с десяти заповедей Моисея, которые не выполняются людьми по жизни, Кодекса строителя коммунизма, который, кроме ханжества, ничего в нашем народе не воспитал, и других законов в нашей стране, которые, мол, не выполняются.
    Нам необходимо, если мы говорим о упадке морали, нравственности в обществе, начинать с себя. Вырабатывать и договариваться о тех нравственных, моральных ценностях, которые мы декларируем для общества  и которым  собираемся следовать. То есть этим самым мы, с одной стороны, ставим для себя нравственные флажки, к которым мы собираемся следовать, а с другой стороны, мы как бы ориентируем общество на то, каков должен быть политический деятель в нашей стране. Мы говорим здесь о престижности парламента и о том, чему должен соответствовать политический деятель.
    Иногда предъявлять завышенные требования к законодательному собранию, к законодателю, к парламенту, может быть, и бессмысленно, но, с другой стороны, опускать моральную планку требований к депутатам недопустимо. Депутат, хочет он этого или не хочет, является очень большой культурной составляющей для общества, на которую равняется население, на которую равняется избиратель. Раз этот человек добился успеха, он является политической фигурой, значит, именно его нравственным, моральным, этическим качествам надо следовать, чтобы добиться такого же положения. Мы  должны устанавливать планку моральную, нравственную, этическую для депутата гораздо выше, чем для всего общества. Это будет способствовать именно перспективным нормам развития нашей демократии. Кроме этого, установив такую норму, необходимо совершенствовать законодательство. Естественно, Регламент, Закон О статусе депутата - это все необходимо совершенствовать. Именно эти нравственные нормы, установленные для депутатов законодательных собраний,  будут способствовать тому, чтобы это законодательство шло по тому пути, который мы для себя намечаем. Это очень важно: Закон   О конфликте интересов ,   О лоббировании и Об отзыве депутата .     
Л.П. Рожкова.  Заместитель начальника отдела Правового управления Аппарата Государственной Думы, кандидат юридических наук, доцент.
     У меня вопрос к Джону Хемери.
     Моральный кодекс поведения ваших парламентариев как утверждается? То есть форма утверждения этого кодекса официальная или не официальная?
    Д. Хемери Официальная.
    С места.  У меня тоже вопрос к Джону. Каким документом утверждается ваш кодекс? Закон ли это, постановление двух палат, постановление одной палаты?
    Д. Хемери Это является частью правил процедуры палаты. И парламентарии решили для себя достаточно твердо, что их деятельность не должна регулироваться каким-то законом. Потому что парламент сам является источником законов. И в качестве представителей народа в целом парламент формально должен саморегулироваться от имени избирателей. В результате событий последних двух лет парламент признал и принял, что он должен саморегулироваться более транспорентно, то есть более прозрачно с тем, чтобы принять на вооружение схему своего поведения и, собственно, прозрачность, которая сейчас свойственна всем другим сферам общественной жизни.  
     С места. Уточняющий вопрос. Это у вас входит в Регламент?
    Д.Хемери.  Да, это входит в Регламент парламента.
    Г.И.Стрельченко. Татьяна Арториджевна, у меня вопрос. Скажите, у вас не настаивали, чтобы это оставить в компетенции Регламента?
    Т.А.Портнова.
 Зарегламентировать все этические нормы практически невозможно. Поэтому мы должны принять на себя именно отдельный свод правил, который регламентирует деятельность депутатов.
    С места. Галина Ивановна (к Стрельченко), в связи с процедурой оформления Кодекса парламентской этики я хочу Вам задать вопрос, связанный с тем, как  планируется Кодекс принимать? Как приложение к Регламенту? Это нецелесообразно, потому что Закон О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы предусмотрел создание отдельной комиссии по этике, и совершенно естественно, что эта комиссия должна как-то оформить и свою деятельность. Как вы планируете процедурный момент  оформить?
    Г.И.Стрельченко. Внесем на  рассмотрение парламента отдельным Кодексом парламентской этики, никакого отношению не имеющего к регламентной деятельности. В Регламенте оговорен порядок работы Государственной Думы, порядок работы депутата Государственной Думы.  Регламент не имеет отношения к этическому поведению депутата.