АВ 2003г. Выпуск 10 Кодекс парламентской этики в России: проблемы и перспективы
Джон Хемери.
Я занимаюсь парламентскими британо-российскими обменами еще со времени Верховного Совета РСФСР с 1993 года.
В Великобритании идет схожая дискуссия о роли депутатов-профессионалов в парламенте. Профессионалы-политики представляют собой как бы две стороны одной медали. Если они на профессиональной основе полный рабочий день и из года в год занимаются политикой, они имеют больше времени представлять свой избирательный округ, своих избирателей. Это, так сказать, положительная сторона.
Отрицательной стороной является то, что целый ряд профессиональных политиков, которые после университета ничем, кроме политики не занимались, и это, конечно, сужает их опыт и то, что они могут привнести в свою работу. До сих пор одним из основных принципов, на которых строится наша вестминстерская модель парламента, заключается в том, что парламент в полной степени отражает то общество, которое он представляет, так что соответственно многие депутаты, занимаются чем-то еще, помимо того, что они являются депутатами парламента.
В структуре стандартов и в структуре саморегулирования в нашем парламенте есть четыре основных компонента.
Первый - это собственно Кодекс поведения членов парламента, который очень короткий, всего одна страница. Суть его сводится к тому, что депутат должен быть хорошим и честным человеком и честно представлять интересы своих избирателей.
Второй. Помимо этого кодекса, есть еще некое руководство по его применению, где как бы разъясняется, что практически означают принципы деятельности депутатов и приводятся примеры, иллюстрирующие те обязанности, которые должны выполнять депутаты.
Наиболее важными элементами этой схемы являются:
- какого рода интересы депутатов - личные, частные, финансовые - должны быть заявлены, продекларированы и стать достоянием парламента и общественности;
- каковы пределы и ограничения на лоббирование интересов тех организаций, тех лиц, которые выплачивают депутатам какие-то суммы.
Третий компонент - независимый парламентский уполномоченный по стандартам, которым на сегодня является сэр Филипп Мауэр. В функции уполномоченного входит, во-первых, отслеживание того, как ведется реестр интересов депутатов: частных, финансовых и других, которые они обязаны заявлять; во-вторых, консультирование и советы депутатам в тех или иных вопросах, где возникают трудные ситуации; возможных конфликтов интересов, когда депутаты обращаются по поводу того, что допустимо или недопустимо; в случае необходимости проведение расследований по жалобам, с которыми обращаются сами депутаты парламента по поводу других своих коллег.
Четвертым компонентом парламентской системы является комитет по стандартам, его полное название Комитет по стандартам и привилегиям, в функции которого входит обеспечение деятельности данной системы и некий контроль за работой парламентского уполномоченного по стандартам.
Важность этого комитета состоит в том, что он олицетворяет принцип саморегулирования палаты общин. На практике это реализуется таким образом, что члены парламента как бы судят, с этической точки зрения оценивают деятельность своих же коллег-депутатов. Чтобы дать некоторое представление о масштабах деятельности парламентского уполномоченного по стандартам приведу такой пример: за пять лет работы Элизабет Филкен в этой должности, было получено 150 жалоб по поводу тех или иных депутатов. Из этих 150 жалоб только по 30 были достаточные основания для проведения полноценного, полномасштабного расследования. Некоторые из них были достаточно сложными и потребовали большой работы.
И еще два раздела от имени доктора Джеффри Глейзнера - профессора Института политических и международных исследований Университета г.Лидса Великобритания, который по уважительной причине не смог присутствовать на данном заседании круглого стола .
Первый раздел касается интеллектуальных основ системы саморегулирования, т.е. на чем она зиждится в интеллектуальном плане.
Второй раздел - это те характеристики, которым должна удовлетворять, или которыми должна обладать оптимальная система эффективного саморегулирования.
В докладе, который я излагаю, перечисляются четыре основных идеи, которые лежат в основе системы парламентского саморегулирования.
Первая идея состоит в том, что саморегулирование - это есть некая культура, которая как бы вырастает из того духа, которым проникнута деятельность депутатов. Она есть некий результат этого духа.
Вторая идея - это конституционный принцип, согласно которому парламент является суверенным органом, и члены парламента свободны осуществлять свою деятельность без какого-то влияния и регулирования извне.
Третья идея саморегулирования связана с тем, что парламент по своей природе является представительным органом, представляя народ, население, избирателей. В этом смысле это - уникальный орган, уникальный институт. И никакой иной формы внешней оценки, подтверждения своего качества ему не требуется, кроме тех выборов, которые с той или иной степенью регулярности проходят в стране.
Четвертая идея, может быть, наиболее фундаментальна, наиболее важна и связана она с этической, нравственной ответственностью членов парламента.
Основной целью и смыслом их деятельности является защита и приумножение общественного блага, защита интересов населения, народа и избирателей. Это высокое призвание депутатов, оно определяет тот уровень этической ответственности, который на них лежит.
Хотел бы завершить краткое изложение, назвав пять характеристик эффективной системы саморегулирования, как они видятся представителям палаты общин.
Во-первых, в той или иной форме должен быть элемент внешней оценки, внешнего наблюдения. В нашей системе эту роль, эту функцию выполняет парламентский уполномоченный по стандартам.
Во-вторых, система саморегулирования должна быть ясной, понятной и транспарентной, по-английски открытой и прозрачной. Население и общественность должны совершенно ясно видеть и понимать, как работают все элементы этой системы.
В-третьих. Одной из главных целей парламента является повышение престижа, положительного имиджа в глазах общественности, населения, путем утверждения высоких этических принципов. Дело в том, что общекультурный облик парламента как политического, общественного, государственного учреждения в последнее время в глазах многих представителей общественности, населения, политиков, включая отчасти и парламентариев, в достаточной степени дискредитирован.
Четвертым элементом системы саморегулирования является то, что она должна восприниматься самими депутатами, то есть теми, кого она регулирует, как справедливая система, что она работает в интересах как отдельных депутатов, так и парламента в целом.
Пятая характеристика эффективной системы саморегулирования заключается в том, что парламент должен являть собой пример эффективного саморегулируемого органа для всего общества и государства. Это связано с тем, что парламент является суверенным, верховным, законодательным, представительным органом страны. Население, общественность ожидают, что парламент и парламентарии в своей деятельности будут утверждать самые высокие этические принципы. Если же депутатам, парламенту это не удается, тогда и общественность, и население соответствующим образом будут относиться к своему общественному долгу, к своим общественным обязанностям как избиратели. То есть это не только дискредитирует парламент, это дискредитирует вообще весь политический процесс.