АВ 2003г. Выпуск 4 ПРОЦЕДУРА ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ И РОССИИ (Материал к парламентским слушаниям)
Франция принадлежит к системе континентального права и поэтому основным источником права является закон. Систему источников уголовного процесса Франции образуют Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), Конституция Франции 1958 г., УПК 1958 г. и другие законодательные акты. Система источников строго иерархична. Верховенство имеют нормы Конституции и УПК, затем следуют нормы законов и подзаконных актов. Многие нормы международных конвенций инкорпорированы полностью в УПК.
УПК - до принятия нового уголовно-процессуального кодекса Франции 1958 года там действовал Наполеоновский кодекс уголовного следствия 1808 года. УПК 1958 года - 2 книги: Досудебные стадии и Судебное разбирательство (примерно 800 статей).
Кроме нового УПК за последние десятилетия был принят ряд новых законов президента Франции, связанных с уголовным правосудием. Например, 1972 г. Закон Об упрощенном судопроизводстве по делам о малозначительных проступках , ряд других законов, принятых в 1972 г. упорядочивали деятельность суда присяжных, вносилось большое число конструктивных поправок и дополнений в раздел о наказаниях и их исполнении. В 1981 г. Закон Об упразднении Суда государственной безопасности , в этом же году Закон Об отмене смертной казни ; Закон 1982 г. О процедуре, применяемой по отношению к адвокату, допустившему грубую профессиональную вину в ходе судебного заседания ; закон 1983 г. "Об усилении защиты потерпевших от преступлений".
Все это порождало постоянную необходимость внесения поправок в УПК. Наиболее важным новшеством было включение в текст УПК в виде приложений большого числа международных и внутренних документов, относящихся к деятельности правосудия и охране прав граждан, а также нескольких кодексов: военной юстиции, государственной воинской службы, судебной организации; извлечений из дорожного кодекса и других законодательных актов.
Стадии уголовного процесса Франции: 1) дознание; 2) возбуждение уголовного преследования; 3) предварительное следствие - досудебные стадии; 4) судебное разбирательство и 4) пересмотр или обжалование судебного решения.
Уголовно правовая классификация преступных деяний и дифференциация уголовного процесса.
Преступление Проступок (delit)
Нарушение
Понятие публичного и гражданского исков в уголовном процессе Франции. Во французском праве оба вида исков четко разграничены. Уголовный иск (публичный) предъявляется прокуратурой от имени государства и не зависит от воли сторон. Гражданский иск в уголовном деле обеспечивает частные интересы, и истец вправе от него отказаться на любой стадии процесса, что однако, не может ни отсрочить, ни остановить возбуждение уголовного иска (ст.2 УПК). Гражданский иск может быть возбужден отдельно от уголовного иска. Однако вынесение решения в судебной инстанции по гражданским делам откладывается до тех пор, пока не будет вынесено окончательное решение по уголовному иску, если он был возбужден (ст.4 УПК).Стороны (участники) в уголовном процессе. Здесь необходимо обратить внимание на то, что прокуратура, выполняя государственную функцию уголовного преследования, вправе возбудить уголовный иск по своей инициативе или на основании поступивших к ней протоколов, жалоб и доносов. Прокуратура обязана возбудить иск по жалобе потерпевшего, независимо от того, сопровождается она предъявлением гражданского иска или нет. Возбуждая уголовное дело, прокуратура, как правило, основывается на результатах деятельности судебной полиции, которая должна собрать улики, закрепить доказательства, а также организовать розыск лиц, виновных в нарушении закона.
Иные участники процесса: следственный судья, обвинительная камера, суд, обвиняемый, защитник, свидетель, эксперт, переводчик и т.д. и их возможные классификации.
Стадия дознания в уголовном процессе Франции.
Первый раздел, часть 2 УПК носит название "Дознание и проверки личности". Дознание - это первая стадия уголовного процесса, которая протекает до возбуждения уголовного преследования (публичного иска) и во время которой судебная полиция устанавливает факты нарушения закона, собирает о них доказательства и разыскивает лиц, совершивших эти нарушения.
По уголовному процессу России:
С понятием дознание тесно связано одно ключевое для уголовного процесса Франции понятие - судебная полиция.
Судебная полиция - процессуальная функции (задачи), сформулированы в ст. 14 УПК Франции 1958 г. Судебная полиция- это субъект уголовного процесса, который наделен полномочиями по ведению дознания.
Во Франции существует разграничение судебной и административной полиции. Это разделение начинается со времен Великой французской буржуазной революции. Административная полиция действует до совершения преступления, в целях их предотвращения, а судебная полиция действует после совершения преступления в целях раскрытия.
Состав судебной полиции:
в административном плане:
а) национальная полиция;
б) национальная жандармерия;
в процессуальном плане (определяет статус) ст.15, 16 УПК:
а) офицеры судебной полиции (мэры и их помощники, комиссары полиции);
б) агенты судебной полиции и их помощники;
в) чиновники, приравненные к судебной полиции.
Разграничение компетенции:
а) кто обнаружил преступление, тот и проводит дознание;
б) есть определенные преступления, прямо указанные в законе, по которым указано, кто должен проводить дознание;
в) свободный выбор прокурора, который решает вопрос о том, кто будет проводить дознание.
Дознание ведется под руководством прокуратуры (ст.12, 13 УПК).
Общие формы дознания:
1) дознание очевидных преступлений (проступков) - возникло во времена римского права. Это дознание, когда преступник задержан с поличным на месте преступления, а также имеются очевидцы последнего. Сформулирован этот институт в ордонансе 1670 г. - при определенных условиях преступление рассматривается как очевидное, и тогда судебная полиция получает максимально широкие полномочия, практически равные полномочиям следственного судьи.
Условия очевидности:
а) очевидность в собственном смысле слова - преступление обнаруживается в момент его совершения или вскоре после его совершения;
б) презюмируемая очевидность - если вскоре после совершения преступления лицо преследуется людьми, когда при нем обнаружены предметы или следы, которые дают основание полагать, что он совершил преступление;
в) условия, приравненные к очевидным - если преступление совершено в жилом помещении, и лицо, проживающее там на законных основаниях, приглашает полицию
При дознании очевидных преступлений полиция получает очень широкие полномочия по применению средств принуждения;
2) первоначальное дознание - это дознание по делам, по которым отсутствуют признаки очевидности. До 1958 г. не было законодательной регламентации данного вида дознания. Поэтому вся регламентация сегодняшнего времени выходит из судебной практики.
В рамках данной стадии практически отсутствуют меры принуждения.
3) дознание по делам о посягательстве на безопасность государства - дознание осуществляют префекты полиции.
Специальные формы дознания:
1) дознание сомнительной смерти (ст. 74 УПК) - прокурор проводит самостоятельно либо поручает это кому-либо, но всегда участвует специалист. На этом этапе собирается первичная информация, как бы преддознание;
2) институт проверки личности - В 1981 г. был принят закон "Безопасность и свобода". Этот закон дал право судебной полиции задерживать лицо для проверки личности в целях предупреждения преступлений вне рамок конкретного преступления на 4 часа.
Закон от 10 июля 1983 г. включает институт проверки личности в раздел УПК, который получил новое название "Дознание и проверки личности". Но в этом случае размывается разграничение между судебной административной полицией.
Закон от 10 августа 1993 г. гласит: проверка личности может производиться независимо от поведения лица для предотвращения посягательств на общественный порядок.
Проверка личности подразделяется:
а) проверка, личности в собственном смысле - полиция прелагает лицу предоставить о себе сведения;
б) установление личности - если человек отказался предоставить сведения о своей личности. Человек задерживается на 4 часа, и полиция разыскивает информацию о нем. Если нет информации, то лицо через 4 часа доставляется к прокурору, который решает вопрос о дальнейших действиях.
Процессуальные действия в стадии дознания.
В процессе дознания судебная полиция проводит процессуальные действия - это не следственных действия. Ни следственные, ни полицейские действия не получили четкой регламентации в уголовном законе.
Доктрина выделяет:
1) выезд на место и констатация - процедура прибытия на место происшествия и деятельность до начала осмотра, далее констатация , т. е. собственно осмотр, а также изъятие и фиксация орудий, предметов, следов.
2) обыск и выемка - если первоначальное дознание, то необходимо согласие обыскиваемого, выраженное собственноручно, в любом случае проводит офицер судебной полиции.
3) допрос - проводит офицер или агент судебной полиции, оформляется протоколом;
4) очные ставки - в законе не предусмотрены, но на практике очень широко применяются;
4) экспертиза - прибегают к помощи сведущих лиц, существуют специальные списки лиц, которые могут быть экспертами на предварительном следствии;
5) задержание - производит офицер судебной полиции, он обязан разъяснить права (закон 1993 г.) - право предупредить о своем положении по телефону членов семьи или лиц, с которыми он обычно проживает; право на медицинское освидетельствование; право на встречу с защитником спустя 20 часов после начала задержания.
Во время дознания очевидных преступлений можно задерживать любое лицо, которое обладает информацией. При первоначальном дознании только лицо, против которого имеются достаточные улики. Общий срок 24 часа. Но свидетели могут задерживаться только на время, необходимое для получения от них информации. Срок может продлеваться еще на 24 часа при наличии веских оснований. После этого лицо отпускается или принимается решение о возбуждении публичного иска.
Процессуальные акты дознания и их доказательственное значение.
Протоколы - процессуальный акт, фиксирующий либо одно полицейское действие, либо всю совокупность полицейских действий в рамках конкретного дознания. Составляют офицеры и агенты судебной полиции.
Рапорт - составляется помощниками агентов судебной полиции и передаются вышестоящему начальству. Рапорт не имеет абсолютной доказательственной силы, в отличие от протоколов. Кроме того рапорт это заключительный документ дознания, содержащий вывод судебной полиции по делу. По итогам рапорта прокурор принимает решение либо о возбуждении уголовного дела либо прекращение его, а также квалифицирует деяние. На этом дознание заканчивается.
Возбуждение уголовного преследования.
Прокуратура - единственный государственный орган, который имеет право возбудить уголовное преследование. Из негосударственных органов это сделать может только гражданский истец, лицо которое потерпело от преступления.
Три концепции возбуждения уголовного преследования:
1) концепция чистой законности - дело всегда возбуждается и приостанавливается по формальным основаниям;
2) концепция чистой целесообразности - возбуждение и приостановление дела зависит от государственного органа, т.е. от их решения о целесообразности;
3) смешанная концепция:
а) дело возбуждается по решению государственного органа, а прекращается исходя из концепции законности;
б) дело возбуждается исходя из концепции законности, а прекращается по решению государственного органа.
Французская концепция исходит из смешанной концепции (первый вариант): дело возбуждается по усмотрению прокуратуры, а прекращается по концепции законности (прекращает дело не прокурор, а другой государственный орган - суд т.д.). Когда прокурор получает рапорт из органов дознания, он решает вопрос о возбуждении уголовного преследования, исходя из целесообразности (может возбудить, а может и не возбудить). 17% случаев, когда дело возбуждается; 55% - отказ от возбуждения дела по формальным основаниям и 28% отказ по целесообразности.
Отказ от возбуждения уголовного преследования - это административный акт. Поэтому другой прокурор может возбудить уголовное преследование по этому же уголовному делу. Лица могут обжаловать действия прокурора вышестоящему прокурору.
Порядок возбуждения уголовного преследования.
Требование о производстве предварительного следствия - это процессуальный документ, который прокуратура, возбудив уголовное преследований, посылает следственному судье. По делам о преступлениях дело должно быть направлено следственному судье, а также по делам несовершеннолетних. По делам, где необходимо установить виновное лицо, остается усмотрение прокуратуры.
Непосредственный вызов в суд - это процессуальный акт, с помощью которого на лицо накладывается обязанность явиться в определенный день и час. Так, судебный пристав составляет документ в соответствии с законом (по указанию прокурора) и представляет его лицу лично. С этого момента лицо считается подсудимым (после, получения копии документа).
Порядок возбуждения уголовного дела потерпевшим или гражданским истцом.
Жалоба следственному судье - в случае если прокурор не возбуждает уголовное преследование. Следственный судья, получает жалобу потерпевшего и передает ее прокурору, который до этого ее не принял, и прокурор обязан возбудить уголовное преследование, если есть формальные основания. Здесь уже не действует целесообразность прокурора.
Из стран англо-саксонской системы права представляет интерес процедура возбуждения уголовных дел в США