Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 4 ПРОЦЕДУРА ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ И РОССИИ (Материал к парламентским слушаниям)


Возбуждение  уголовных дел в  США

     
     Исследуя американскую систему уголовного судопроизводства, приходится сталкиваться с некоторыми трудностями, поскольку в США действует 50 самостоятельных, независимых друг от друга судебных систем штатов (дуализм уголовно-процессуального права: федерация и штаты) (аналогичные системы существуют также в округе Колумбия и Содружестве Пуэрто-Рико. Существуют также территориальные суды на Вирджинских островах, Гуаме, Американском Самоа и в северной зоне Марианских островов) и федеральная судебная система. Последняя не включает в себя судебные системы штатов, а функционирует параллельно с ними. Все их связывает только одно - это полномочия Верховного суда США по пересмотру дел в апелляционном порядке.
    Система уголовного судопроизводства США формировалась под воздействием английских права. До принятия Конституции 1787 года и Билля о правах 1791 года американцы отстаивали свои права и свободы, прежде всего, апеллируя к законодательным актам и общему праву Англии, а также путем обращения к колониальным хартиям, в которых были нормы о гарантиях прав британских подданных. Преемственность  английских правовых институтов вытекала из известных обстоятельств, связанных с образованием США. Дальнейшее самостоятельное развитие американской правовой системы повлекло за собой ряд существенных изменений, появлялись новые правовые институты, отличающие американское уголовно-процессуальное право от английского. На сегодняшний день, особенности уголовного судопроизводства в США обуславливаются федеральным устройством страны, наличием Конституции США и конституций штатов и другими особенностями политического и социально-экономического развития США.
    Таким образом, в основе уголовно-процессуального права США лежит английская система общего (прецедентного) права, т. е. права, создаваемого судами, которое сочетается с нормами статутного права.
     Конгресс США и законодательные органы штатов принимают различные уголовно-процессуальные нормативные акты. Эти правовые нормы, устанавливаемые законодательными органами, образуют статутное право, являющееся очень важным компонентом американского уголовно-процессуального права. Тем не менее толкование законов и правил их применения определяется судами.
    В Конституции США 1787 года и в поправках к ней - Билль о правах 1791 года, зафиксированы ряд общих положений, непосредственно связанных с уголовным судопроизводством в федеральных судах, а именно: 1) общие принципы разграничения уголовно-процессуальной компетенции судов штатов и федерации - ст. III; 2) особенности доказывания по делам об измене - ст. III раздел 3; 3) условия законности производства арестов и обысков - поправка IV; 4) право на суд присяжных - поправка V; 5) запрет понуждения к даче показаний против самого себя поправка V; 6) право на скорый суд- поправка VI; 7) право обвиняемого знать, в чем его обвиняют - поправка VI; 8) право иметь защитника - поправка VI и другие. Многие из перечисленных положений формально имеют юридическую силу не только для федеральных правоприменительных органов, но при определенных условиях и для соответствующих органов в штатах.
    Законы уголовного судопроизводства, осуществляемого федеральными органами, принимавшихся в разное время Конгрессом США, в основном включены в раздел 18 Преступления и уголовный процесс , частично в раздел 28 Судоустройство и судебная процедура Свода законов США (в редакции 1948 г. с последующими изменениями и дополнениями). В качестве примера можно назвать Акте о скором суде 1974 г., регулирующий процессуальные сроки содержания арестованных под стражей, Федеральный закон о контроле над преступностью и обеспечения безопасности на улицах 1968 г., Закон о контроле над организованной преступности 1970 г., Акт о Реформе порядка освобождения под залог или поручительство 1984 г., Акт о конфиденциальности использования электронных средств связи 1986 г., Акт о Досудебных службах 1982 г., Акт о Контроле за преступностью 1990 г., Акт о Контроле за насильственными преступлениями и правоохранительной деятельности 1994 г. и многие другие.
    Однако эти нормы не полностью регулируют уголовное судопроизводство, осуществляемое федеральными органами.
    Этот пробел восполняется правилами, которые могут издаваться самими же судами. Рядом законодательных актов Конгресса США (законы 1933, 1941, 1942 годов) Верховному суду США предоставлено право издавать правила, регламентирующие вопросы уголовного судопроизводства. Например, основной законодательного акт США об уголовном процессе на федеральном уровне - Федеральные правила уголовного процесса в окружных судах США . В этих судах рассматриваются по I инстанции дела, основанные на федеральном уголовном законодательстве, кроме тех, которые отнесены к компетенции специальных федеральных судов. Кроме того, юрисдикция судов штатов и федеральных судов иногда совпадает.
    Хотя федеральные суды значительно уступают всей совокупности судов штатов, с точки зрения количества дел и судебного персонала, эти цифры не отражают важности федеральных судов. Их деятельность в значительной степени оказывает влияние на деятельность правительства по всей стране и на жизнь многих людей, а не только на стороны, участвующие в процессе.
    Федеральные правила уголовного процесса в окружных судах США вступили в силу 21 марта 1946 года. Состоят они из 60 правил (статей), разбитых на 10 глав (разделов): Глава 1. Сфера действия, цель и толкование; Глава 2. Предварительные процессуальные действия; Глава 3. Обвинительный акт и информация; Глава 4. Предъявление обвинения и подготовка к суду; Глава 5. Место рассмотрения дела (подсудность); Глава 6. Судебное слушание; Глава 7. Решение суда (приговор); Глава 8. Апелляция; Глава 9. Дополнительные и специальные процессуальные действия; Глава 10. Общие положения. За время своего существования эти Правила не раз подвергались различным дополнениям, изменениям и уточнениям. Наиболее существенные изменения произошли в 1966 г., когда Верховный суд США уточнил и дополнил более половины всех статей, содержащихся в Правилах. Последние изменения Правил Верховный суд США осуществил 6 января 1997.
         Как и в других странах, где в основе правовой системы лежит общее право (common law),правовая система США усложнена большим количеством судебных решений, имеющих силу прецедента. Ее основополагающим принципом является принцип следования судебному прецеденту - при разбирательстве дела суд должен следовать ранее установленным судебным решениям по аналогичным делам. Однако в США принцип следования прецеденту не считается судами абсолютным, и судебная практика идет по пути гибкого применения этого принципа, приспосабливаясь на каждом историческом этапе развития страны к политическим и социально-экономическим потребностям США. Тем не менее сегодня в США многие прецеденты имеют более принципиальное значение, чем правовые нормы, устанавливаемые законодательными органами.
    Отмеченные типично американские особенности уголовного судопроизводства сыграли значительную роль не только в определении его понятия и содержания в целом, а равно в установлении сферы действия соответствующего законодательства. Они также оказали и оказывают заметно влияние на решение проблем, связанных со структурой уголовного процесса.
    Прямым результатом того, что законодатель точно не установил начальный момент производства  по уголовному делу, является не только многообразие  мнений, касающихся такого момента. Это в определенной мере привело и к отсутствию полной ясности относительно количества и последовательности стадий процесса. И данное обстоятельство вполне объяснимо: если нет четкого и единообразного законодательного решения о начальном моменте уголовного судопроизводства, то, естественно, не может быть одинакового понимания тех основных этапов производства по делу, из которых слагается его структура.
             В связи с этим в учебной и иной американской литературе об уголовном судопроизводстве можно обнаружить весьма неодинаковые суждения о количестве, содержании и последовательности стадий. По  мнению ряда американских юристов, все производство по уголовному делу можно подразделить на 17 этапов, каждый из которых имеет свои задачи. В ним относятся: 1) получение информации о преступлении и ее регистрация; 2) расследование, предшествующее аресту (предарестное расследование); 3) арест; 4) оформление ареста; 5) собирание данных после произведенного ареста; 6)принятие решения об обвинении; 7) представление дела в суд; 8) первая явка подозреваемого (обвиняемого) в суд; 9) предварительное слушание дела в суде; 10) проверка дела большим жюри присяжных; 11) регистрация в суде обвинительного акта или информации о совершенном преступлении; 12) выявление мнения обвиняемого об обвинительном заключении или информации о совершенном преступлении; 13) ходатайства, заявляемые до начала судебного разбирательства; 14) разбирательство судом первой инстанции по существу предъявленного обвинения; 15) определение меры наказания; 16) обжалование; 17) рассмотрение судом вопросов после вступления - приговора в законную силу.
               Укрупненно эти стадии  группируются обычно следующим образом:
     досудебное производство;
    предварительное слушание дела в суде;
    рассмотрение  уголовного дела  по существу в суде первой инстанции;
    обжалование и проверка законности и обоснованности решения суда первой инстанции
     Досудебное производство и применение мер процессуального принуждения
     Начальный момент производства по конкретному уголовному делу, как говорилось выше, в американском уголовно-процессуальном законодательстве или иных правовых источниках официально не определен. Не определено также и то, и каким решением должно оформляться возбуждение дела и должно ли оно вообще оформляться.
    В связи с этим чаще всего в теории и на практике принято считать производство по конкретному делу начатым, а вместе с  начатым и предварительное (досудебное) расследование с момента получения информации о преступлении и ее регистрации (обычно - в полиции). Под информацией понимаются не только сведения, которые становятся известными из заявлений, подаваемых заинтересованными лицами или организациями в органы, уполномоченные предпринимать действия по раскрытию  преступлений, но и то, о чем узнают в ходе обычной полицейской деятельности, т. е. то, что российские юристы называют "непосредственным обнаружением признаков преступления".
     Другими словами, получение и регистрация информации о событии или чьем-то поступке, содержащем признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, - основа для выполнения широкого круга не противоречащих правовым предписаниям, ограждающим права и законные интересы граждан организаций, действий по выявлению, фиксации, проверке и исследованию фактических данных, которые могут быть после соответствующей проверки и оформления использованы в качестве доказательств при осуществлении в суде уголовного преследования. Действия такого рода - это практически весь набор оперативно-розыскных действий, а также иных, в том числе тех, которые мы  привыкли называть следственными. Они же охватывают принятие и осуществление в установленном правовыми предписаниями порядке решений по применению мер процессуального принуждения (привод, задержание, арест, обыск, выемка и др.). По итогам досудебного этапа производства принимаются решения, определяющие в целом судьбу дела, а в месте с этим и лица, привлекаемого к уголовной ответственности, - о прекращении досудебного расследования, возбуждении уголовного преследования и др.
          С момента регистрации содержащее признаки преступления деяние или событие начинает относиться к числу тех, которые в Америке принято именовать "преступлениями, сообщенными полиции", или "зарегистрированными преступлениями" (reported crimes).
       В течение ряда последних лет по данным, публикуемым в бюллетене Федерального бюро расследований, американская полиция различных уровней регистрирует от 10 до 13 млн. наиболее тяжких и опасных в силу своей распространенности преступлений - убийств (умышленных и неосторожных), изнасилований (rape), грабежей и разбоев (robbery), нападений при отягчающих обстоятельствах (aggravated assault), имущественных преступлений, связанных с противоправным проникновением в помещения (burglary), краж и иных хищений -|(larceny-theft), краж транспортных средств (motor vehicle theft) и поджогов.
      Сам факт регистрации преступления считается фактом, стимулирующим соответствующие органы на активные действия по поиску виновных и их изобличению.
    Нередко регистрация преступления практически совпадают с задержанием или арестом подозреваемого либо происходит после того, как были совершены какие-то другие оперативно-розыскные или следственные действия.
     Основной целью выполняемых на рассматриваемом этапе действий является прежде всего проверка наличия или отсутствия  признаков преступления в конкретном поступке или событии. Если они подтверждаются, то предпринимаются усилия по выявлению данных, дающих основания для ареста либо подтверждающих обоснованность (когда он уже был произведен). Содержание  конкретных действий в дальнейшем во многом зависит от того, с  чего началось производство по делу.
          Если производство по делу начинается просто с регистрации преступления или иной информации, то в ход могут быть пущены все приемы и способы оперативно-розыскной деятельности. Американское законодательство, как правило, не ставит эту деятельность в жесткие рамки. Полицейскому дозволено выявлять и собирать предметы и документы, которые могут впоследствии стать соответственно вещественными или письменными доказательствами,  опрашивать потерпевших либо свидетелей, задавать вопросы возможному подозреваемому, находящемуся на свободе, относительно данных о его личности и других обстоятельствах, внедрять осведомителей и получать необходимые сведения от них, осматривать жилые служебные помещения, консультироваться со специалистами.
        На этом этапе досудебного (полицейского) расследования действия, требующие судебной санкции, обычно не производятся. Здесь нужна быстрая реакция. Получение же судебной санкции, скажем,  на обыск требует времени и представления материалов, необходимых для
     обоснования такого действия (из этого правила установлены некоторые изъятия: без санкции суда допускается производство| обысков в случаях, не терпящих отлагательства, разрешается определенных условиях обыскивать одежду и автомобиль подозреваемого). Собранные на этом этапе фактические данные не обретают еще статуса судебных доказательств. Длится он сравнительно недолго. К примеру, по подавляющему большинству дел об ограблении или проникновении в помещение с преступным намерением его продолжительность в среднем не превышает четырех    часов, хотя впоследствии расследование может растянуться на несколько месяцев.
      Фактические данные оказавшиеся в распоряжении полиции, обычно используются для обоснования применения мер процессуального принуждения, в первую очередь тех, которые допускаются с санкции суда в связи с тем, что они существенно ограничивают конституционные права личности.
            Для некоторых мер процессуального принуждения установлен ли правовой режим. Он введен прежде всего для таких действий, как арест и обыск.
     О сложившемся в наши дни отношении к решению вопросов, касающихся применения мер уголовно-процессуального принуждения, можно судить и по практике применения самой острой его меры - ареста. В целом такая мера применяется довольно широко, В 1999 г., например, ей было подвергнуто почти 14,4 млн. американцев. В большинстве своем это было краткосрочное ограничение свободы, которому подвергались лица, совершившие проступки или менее опасные преступления (появление в нетрезвом виде в общественных местах, управление в таком же виде транспортными средствами, нарушение общественного порядка, правил торговли спиртными напитками, эксплуатации автотранспорта и др.). Чаще всего аресты производились, например, за действия, связанные с незаконным оборотом наркотиков (1,5 млн.), за управление транспортными средствами в нетрезвом виде (1,5 млн.), не представляющие большой опасности нападения (1,3 млн.), кражи и иные виды хищения (1,2 млн.).
     В американском юридическом языке термин "арест" (arrest) имеет в виду весьма широкое понятие. Он охватывает то, что по российским законам называют административным задержанием, задержанием по подозрению в совершении преступления и заключением под стражу (арестом) обвиняемого или подозреваемого.
    По идее, для производства ареста лица, подозреваемого в совершении преступления, и содержания его под стражей полиция,  собрав необходимые фактические данные, должна обратиться в суд и возбудить ходатайство о выдаче приказа, разрешающего арест  конкретного лица. Таково общее правило. Этого требуют одна из поправок к Конституции США и конституции штатов, другие законы, принятые как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Однако для данного правила, как и для многих других уголовно-процессуальных правил, установлены некоторые изъятия. К примеру, в случаях, не терпящих отлагательства, допускается арест без судебного приказа, но при соблюдении требования о представлении арестованного в суд "настолько быстро, насколько это возможно" для проверки законности ареста. Но в реальной жизни аресты, производимые с соблюдением требований такого рода, пожалуй, перестали быть исключением.
    При взятии под стражу (по приказу суда или без него) полиция должна придерживаться ряда положений, устанавливаемых законами или подзаконными актами. В соответствии с ними производящий арест полицейский вправе обыскать подозреваемого и изъять у него оружие, предметы, которые могут служить в качестве доказательств по делу, и т. д. После этого арестованного доставляют туда, где он должен содержаться, и там происходит то, что можно было бы назвать оформлением ареста. В ходе такого оформления в полицейский журнал заносятся фамилия и имя арестованного, время его доставки и суть того, в чем он подозревается, затем происходит фотографирование и снятие отпечатков пальцев. Как правило, в этот момент арестованного информируют о том, в чем он подозревается, и дают возможность хотя бы один раз позвонить по телефону любому лицу (родственникам, друзьям, адвокату и т. д.). По делам о менее опасных преступлениях арестованный может быть отпущен под письменное обязательство о явке по вызовам, под залог или обещание, что он вышлет по почте согласованную сумму денежного залога и будет являться вовремя по вызовам суда или должностного лица, производящего предварительное расследование. Если подозреваемый не в состоянии внести требуемый залог или если он привлекается к ответственности за опасное преступление, его могут не освободить. В данном случае он водворяется в камеру, а непосредственно перед этим его вновь обыскивают, более тщательно, чем при задержании, предшествовавшем доставке в полицейский участок.
    Таковы в общих чертах схема действий, осуществляемых на начальных стадиях досудебного производства по уголовным делам в США.