Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 32 Система государственной службы Российской Федерации


 IX. Предложения
    Как указывалось, проект федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" направлен на совершенствование основ государственной службы в Российской Федерации и создания единой правовой основы всех видов государственных служб России.
    В то же время нельзя не отметить, что представленный законопроект носит чрезмерно общий характер и нуждается в существенной доработке.
    На основе зарубежного опыта полагали бы целесообразным дополнить его следующими нормами (положениями, статьями) как:
    публично-правовой статус государственной службы, как важнейшего государственного института;
    правовой статус государственного служащего;
    права и обязанности государственных служащих;
    ответственность  руководителей государственных органов (служб) за состояние государственной службы и кадрового потенциала подчиненных им  органов;
    ответственность государственных служащих;
    этические нормы поведения  государственных служащих;
    гарантии условий прохождения государственной службы;
    защита государственных служащих, возмещение им ущерба (вреда), связанного с  выполнением должностных обязанностей при прохождении ими государственной службы;
    социальное, пенсионное  и медицинское обеспечение.
    Кроме того, целесообразно подробней  прописать (раскрыть) основные принципы, на которых строится государственная служба Российской Федерации. Также законопроект не дает ответа, что включает в себя система управления государственной службы на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации и какие органы осуществляют руководство и контроль за государственной службой Российской Федерации.
    Полагаем, что отсутствие названных положений (статей) в основном законе о государственной службе Российской Федерации не позволит устранить имеющиеся в настоящее время нарушения в области законодательства о государственной службе, вызванные наличием в нем нестыковок и пробелов, и не обеспечит  необходимых условий для единства государственной службы Российской Федерации на всех ее уровнях.
     Как показывает анализ законодательной практики зарубежных стран, закрепление таких базовых положений в основном законе не помешает разработке законодательных актов об отдельных видах государственной службы, в которых эти положения могут быть развиты и конкретизированы, применительно к специфике деятельности каждого из них.