Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 29 Правовое регулирование государственной службы федеративного государства

ВВЕДЕНИЕ

     Коренное преобразование основ государственного строительства, осуществляемое в настоящее время в России,  подтверждает необходимость усиления участия государства во всех важнейших процессах общественно-государственной жизни, в работе ее ведущих институтов. Как показывает практика жизнедеятельности правовых государств с установившимся  нормами демократии, основным общественно-государственным институтом, обеспечивающим стабильность выбранного курса, поступательное развитие государства и общества, является государственная служба.
    В нашем государстве, практически на протяжении всей его истории, отношение к государственной службе, точнее к чиновникам, ее исполняющим, было непростым, более того, негативным. И сегодня положение мало меняется к лучшему.
    Конечно, здесь сказывается традиционная привычка отождествлять конкретных людей, конкретные органы с системой, в нашем случае со сложным и многомерным явлением - институтом государственной службы. Однако хроническая множественность таких фактов говорит о том, что государственная служба как система была и остается далекой не только от совершенства, но и от лучших образцов зарубежной практики. В Концепции реформирования системы государственной службы, утвержденной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, отмечено наличие серьезных проблем, характерных для госслужбы на современном этапе:
_________________________
Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 15.08.2001, Пр-1496

     отсутствие целостной системы государственной службы Российской Федерации;
     наличие противоречий в законодательстве о государственной службе;
     снижение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих;
     несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности и уровню законодательных ограничений, существующих на государственной службе;
     неразработанность механизмов взаимосвязи государственной службы с муниципальной службой и др.
     Иными словами, в документе подтверждено наличие серьезных пробелов в правовом регулировании государственной службы.
     Разбалансированность правовых механизмов регулирования работы системы, призванной, с одной стороны, усиливать административные функции государственного аппарата, а с другой - способствовать развитию демократических начал, с одной стороны, обеспечивать расширение федерализма, а с другой -  укреплять государство, опасна для любого федеративного государства. Но для нашей страны, находящейся в состоянии перехода к новой форме общественного обустройства, становления демократии и федерализма, такое состояние чревато более тяжкими последствиями.
    Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о том, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, определяет основы и принципы, на которых должно осуществляться государственное обустройство России, и намечает перспективу движения общественной мысли, общественного развития, задачу, которую предстоит решать всему российскому обществу. Обращаясь к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации отмечал, что при принятии Конституции России в 1993 году федеративная государственность рассматривалась как достойная цель, на которую придется много и кропотливо работать. Практика показывает, что достичь намеченной цели государство в состоянии лишь при широком участии в государственных делах граждан, когда система административно-государственного управления будет подкрепляться активным участием народа.
_________________________
Конституция Российской Федерации, гл.1, ст.1, п.1. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента РФ в 2000 г.

    Конституционное право народа на участие в управлении делами государства согласуется с основными положениями Международного пакта о гражданских и политических правах, устанавливающими ведение государственных дел как общую для институтов выборной власти и государственной службы функцию, на участие в исполнении которой имеет право каждый гражданин. Исходя из этих положений Пакта, понятие государственной службы можно определять как институт равнодоступного и непосредственного участия граждан в ведении государственных дел.
    В то же время Пакт обязывает государство обеспечивать равную возможность граждан участвовать в ведении государственных дел без ограничений в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного положения, рождения. Основным средством решения этой задачи государством является правовое регулирование государственной службы.