АВ 2002г. Выпуск 29 Правовое регулирование государственной службы федеративного государства
2.4 Правовое обеспечение управления государственной службой, подготовки кадров
В отличие от достаточно централизованного управления и контроля государственной службы в США и ФРГ в Российской Федерации с целью координации деятельности по реализации задач, предусмотренных Законом, образован Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации, который анализирует состояние государственной службы, координирует разработку проектов нормативных актов по вопросам организации государственной службы, осуществляет методическое руководство профессиональной подготовкой, переподготовкой (переквалификацией) и повышением квалификации государственных служащих и т.д.
Анализ возложенных на Совет функций и порядка его деятельности показывает, что орган в таком виде не в состоянии решать в требуемом объеме вопросы, связанные с обеспечением полноценной деятельности государственной службы, а, значит, по-прежнему остается насущной необходимость создания федерального ведомства государственной службы, которое отвечало бы за проведение в этой сфере единой государственной политики.
На региональном уровне в соответствии со статьей 27 Закона система управления государственной службой субъектов Российской Федерации состоит в большинстве случаев из двух звеньев: кадровых служб государственной власти субъектов Федерации, а также органа по вопросам государственной службы, осуществляющего свою деятельность на уровне республики, края, области, округа. Сложились различные подходы к формированию таких органов. Они могут образовываться при главе исполнительной власти субъекта Федерации, формироваться на паритетных началах, могут быть органами исполнительной власти субъекта Федерации и входить в ее систему в качестве структурного элемента, могут быть специальными подразделениями аппарата высшего должностного лица субъекта Федерации и находиться в его структуре.
Например, в Республике Мордовия образован Совет по вопросам государственной службы при главе Республики Мордовия, в Архангельской и Рязанской областях - советы по вопросам государственной службы при главе Администрации области; в Омской области создан Комитет по делам государственной службы Омской области, в Оренбургской области создано Управление государственной службы Администрации Оренбургской области, которые являются органам исполнительной власти; в Республике Саха (Якутия) - Кадровое управление Администрации Президента Республики Саха (Якутия), в Республике Татарстан - Департамент по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан, в республике Марий Эл - Управление государственной службой Президента Республики Марий Эл, которые входят в состав администраций президентов республик в качестве самостоятельных структурных подразделений; в Республике Хакасия - Совет по вопросам государственной службы Республики Хакасия, в Псковской области - Совет по вопросам государственной службы Псковской области. Подобный разнобой в подходах ведет к тому, что эти структуры оказываются в разном положении по отношению к различным ветвям власти.
Подготовка кадров государственных служащих первоначально осуществлялась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации, которые определили, что переподготовка и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти осуществляется на основе государственного заказа; повышение квалификации государственных служащих проводится в соответствии с потребностями и осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального или дополнительного образования. Руководители федеральных органов исполнительной власти обязываются разрабатывать мероприятия по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих, которые обеспечивают возможность поддержания уровня их квалификации, достаточной для исполнения должностных полномочий. Должностные перемещения государственных служащих, установление им соответствующего денежного содержания должны увязываться с результатами обучения и практического использования полученных знаний.
_________________________
Указ Президента Российской Федерации "О повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих" от 23.08.94 1722. - Российская газета, 30 августа 1994, 164 Постановление Правительства Российской Федерации Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти от 13.09.94 1047. - Российская газета, от 21 сентября 1994 г., 180
Впоследствии по этим вопросам был издан Указ Президента РФ, утвердивший в целях реализации единой государственной кадровой политики по удовлетворению потребности органов государственной власти Российской Федерации порядок, в соответствии с которым переподготовка и повышение квалификации федеральных государственных служащих осуществляется на основе государственного заказа за счет средств федерального бюджета; переподготовка и повышение квалификации государственных служащих субъектов Российской Федерации и служащих органов местного самоуправления осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
_________________________
Указ Президента Российской Федерации О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих от 07.02.95 103. - Российская газета, 15 февраля 1995 г. 34, 11 марта 50
Указ Президента Российской Федерации установил обязательную профессиональную переподготовку лиц, впервые назначенных на государственные должности федеральной государственной службы не ниже заместителя начальника отдела в течение первого года работы в указанных должностях; обязательное повышение квалификации (не реже одного раза в три года) лиц, замещающих руководящие должности; направление на подготовку (стажировку) за рубеж лиц в возрасте не старше 40 лет (для военнослужащих, уволенных в запас в связи с реформой Вооруженных Сил Российской Федерации, - не старше 45 лет), замещающих государственные должности федеральной государственной службы.
_________________________
Указ Президента Российской Федерации О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих от 03.09.97 983. - Российская газета, 9 сентября 1997 г. 174
Принятый Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих установил структуру такого образования, общие требования к образовательным программам, нормативы учебной нагрузки, требования к образовательным учреждениям, реализующим эти программы, общие требования к перечню направлений образования, государственный контроль за исполнением требований к уровню образования.
_________________________
Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и переподготовка) федеральных государственных служащих, утвержден приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.12.95 1700 - Сборник нормативных правовых актов, регламентирующих прохождение федеральной государственной службы в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Издание Государственной Думы, Москва, 1999 г., С.188 - 193
Приказом Министерства образования Российской Федерации утверждено Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, организация и содержание профессиональной переподготовки, а также организация итоговой аттестации слушателей.
_________________________
Приказ Министерства Образования Российской Федерации от 06.09.2000 2751. - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, 244, с. 732