Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 23 Зарубежный опыт законодательной деятельности по обеспечению защиты детей и подростков в сфере телевидения и радиовещания ( по материалам российской и зарубежной печати)


4. Законодательство Китая и Японии о защите детей и подростков в сфере телевещания и радиовещания  

            

В современном КИТАЕ проблемам здоровья населения и состоянию общественной нравственности уделяется повышенное внимание.
     Важная роль в комплексной и систематической работе в этом направлении отводится законодательству.

     
           Уголовный кодекс, принятый 14 марта 1997 г. на пятой сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) восьмого созыва и вступивший в силу 1 октября того же года, содержит широкий спектр статей, предусматривающих различные виды наказаний за преступления против здоровья и нравственности нации. Особый интерес вызывают его положения, направленные против преступных деяний в таких сферах, как наркотики, проституция и порнография.

    В Уголовном кодексе Китая под порнографическими предметами понимаются литература, кинокопии, видео- и аудиокассеты, изображения и другие предметы, детально описывающие сексуальные действия или натуралистически пропагандирующие эротику.
     Научные труды в области физиологии человека, медицинских знаний не квалифицируются в законодательстве как имеющие порнографический характер.
     Не рассматриваются в качестве предметов порнографии произведения литературы, искусства эротического содержания, имеющие художественную ценность (ст. 367 УК).
     
     28 декабря 1990 г. ПК ВСНП седьмого созыва на своем 17-м заседании принял Постановление о наказании преступников, виновных в контрабанде, производстве, торговле, распространении предметов порнографического характера, которое частично воспроизведено в действующем УК, параграфе 9 "Производство, торговля, распространение предметов порнографического характера" (ст. 363-367) главы 6 Особенной части.
     По статье 363 УК производство, копирование, издание, торговля, распространение предметов порнографического характера с целью извлечения выгоды наказывается лишением свободы на срок до трех лет, арестом либо надзором; при особо отягчающих обстоятельствах - десять и более лет либо пожизненным лишением свободы.
     В качестве дополнительного наказания применяются в зависимости от основного наказания штраф либо конфискация имущества.
     
     Статьи 364 и 365 УК предусматривают конкретные санкции за организацию показа порнографических кинофильмов, видео- и другой аудиовизуальной продукции, а также за организацию порнографического шоу.
     
     К различным срокам лишения свободы могут быть приговорены виновные в распространении порнографической литературы, кинокопий, компакт-дисков, изображений или иных предметов порнографического характера при отягчающих обстоятельствах и в производстве, копировании порнографических кинофильмов, видео- и другой аудиовизуальной продукции с целью организации показа.
    
     Борьбу с порнографической продукцией активно ведет Государственный Совет Китая, который с середины 80-х гг. обнародовал ряд соответствующих Постановлений и циркуляров.
    В январе 1988 года ПК ВСНП были приняты Дополнительные установления о наказании за контрабанду, где лишением свободы на срок от трех до десяти лет либо пожизненным лишением свободы наказывалась контрабанда порнографических кинокопий, видео- и аудиозаписей, изображений, литературы или других порнографических предметов с целью извлечения выгоды. Эти положения легли   в основу  статьи 152 УК 1997 года.
    
     С 1994 года в Китае начался новый этап интенсивной борьбы с порнографией и незаконной издательской деятельностью. Как отмечается в научной литературе, только в 1994-1998 гг. было изъято более 30 миллионов экземпляров незаконных печатных изданий, 35 миллионов лазерных дисков и видеокассет, в том числе более 2,7 миллиона - порнографического и эротического характрера.
     В конце августа 1999 г. в городе Шаньтоу на юге страны были уничтожены около полутора миллионов "пиратских" компакт-дисков и видеокассет, из которых свыше 400 тысяч порнографического и эротического содержания. Китайские средства массовой информации буквально переполнены подобного рода сообщениями.          
     
     
     В некоторых странах, хотя и существуют законы, запрещающие детскую порнографию, их исполнение затруднено имеющимися в них "лазейками".
     К таким странам, как отмечается в научной литературе, относится ЯПОНИЯ,  законы которой подвергаются жесткой критике со стороны международного сообщества за недостаточное законодательное регулирование и противодействие детской порнографии.
     
     Япония - единственная индустриальная страна в мире, в которой на законном основании существует индустрия детской порнографии. По оценкам Интерпола, в Японии производится от 80 до 90% детской порнографии. Японская полиция насчитала более 1200 веб-сайтов, содержащих детскую порнографию.
     На состоявшейся в мае 1998 г. в Лионе конференции  было обращено внимание на то, что из 3000 японских веб-сайтов 41% "отмечены" детской порнографией, в их числе 221 сайт "распространяет" изображения детей моложе 12 лет, а из 365 порнографических сайтов - 188 сайтов с детьми до 18 лет.
     
      Хотя Япония и не отказывается привести свое законодательство об изображениях и псевдоизображениях детей в соответствие с международными стандартами пристойности, в стране существуют разные мнения по этому вопросу.
     Так, активисты и должностные лица правоохранительных органов призывают к введению законодательных ограничений, которые облегчили бы преследование за преступления в сфере детской порнографии.
    Имеется и иная точка зрения, защитниками которой являются "борцы за свободу слова", выступающие против запрета на псевдоизображения. Основной их аргумент состоит в том, что никем не доказана непосредственная связь детской порнографии с преступлениями против детей. В качестве примера они ссылаются на Японию, где в фильмах насилие изображается достаточно ярко, а порнография - в наиболее неприкрытой по международным стандартам сексуальной форме, но уровень преступности  достаточно низкий.                 
     
     Для японской культуры вообще характерна исключительная терпимость к порнографии, что исследователи объясняют, во-первых, существованием в японской культуре достаточно спокойного отношения к проблемам женщины и ребенка, а во-вторых, внедрившимся в японскую культуру в послевоенные годы преклонением перед свободой слова (перед второй мировой войной в императорской Японии свобода слова строго контролировалась).
     Отмечают и экономические факторы, позволяющие японской телекоммуникационной индустрии извлекать выгоду из распространения детской порнографии.
     Чтобы получить доступ к сайтам, используется специальный телефонный номер. Плата, собираемая японской корпорации телеграфа и телефона (NTT) за пользование этим номером, поступает на обычный счет NTT. Прибыль возвращается веб-сайту, а 9% прибыли NTT оставляет себе. Естественно, что такая практика выгодна Правительству, являющемуся собственником 2/3 NTT.
    
     Как указывают исследователи, японский Закон о детской порнографии несовершенен и не отражает специфики детских законов. Он позволяет полиции преследовать распространителей (но не владельцев) изображений детей, на которых присутствуют половые органы.
     
     Национальное агентство полиции Японии подвергается резкой критике за попустительство детской порнографии и распространение её через Интернет по всему миру. Италия, Швеция, Бельгия, Франция, Германия, Ирландия, Нидерланды, Великобритания и США - все эти страны имеют в своем законодательстве специальные статьи, запрещающие сексуальные изображения детей.
     Формулировки в законодательстве разных стран могут варьироваться, однако все они сходятся в главном - детская порнография и псевдопорнография недопустимы и противозаконны.
     
                                                              ***
    В утвержденной Президентом Российской Федерации Концепции национальной безопасности Российской Федерации в качестве  важнейших задач называются: защита культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, а также введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления.
        
     Недостаточная правовая защищенность детей и подростков от вредного, социально неприемлемого информационного воздействия требует постоянного совершенствования правового регулирования сексуально-просветительской деятельности СМИ, поиска новых концептуальных, методологических, организационных форм и методов государственного и социального контроля за образовательно-просветительской практикой.