АВ 2002г. Выпуск 23 Зарубежный опыт законодательной деятельности по обеспечению защиты детей и подростков в сфере телевидения и радиовещания ( по материалам российской и зарубежной печати)
3. Законодательный опыт ФРГ по защите детей и подростков от показа в СМИ сцен насилия, жестокости, порнографии
Особый интерес для исследователей представляет ГЕРМАНСКОЕ федеральное законодательство, которое нацелено, в первую очередь, на защиту нравственного здоровья лиц моложе 18 лет.
За последние годы правовая защита молодежи ФРГ от вредного воздействия СМИ была расширена и усовершенствована благодаря принятию различных законов с целью предотвратить угрозу, возникающую для молодых людей в результате развития рынка масс-медиа.
В статье 5 пункта 2 Конституции ФРГ гарантируется охрана интересов молодежи, что означает необходимость защиты детей и подростков от таких СМИ, которые могут негативно повлиять на процесс их социально-этического становления.
Исследователи особо отмечают Закон о правовой защите молодежи в общественных местах (ЗПЗМОМ), который разрешает подросткам смотреть фильм в общественных местах лишь после того, как на него будет дано разрешение высших земельных органов по делам молодежи.
Возрастные категории закон определяет следующим образом:
разрешается без всяких возрастных ограничений;
разрешается с 6 лет;
разрешается с 12 лет;
разрешается с 16 лет;
не разрешается до 18 лет.
Законом введены соответствующие правила и для видеофильмов. Статья 7 ЗПЗМОМ предписывает маркировку видеокассет надписями о возрастном цензе, а также запрещает прокат видеоматериалов, вредных для молодежи, в тех местах, куда имеют доступ несовершеннолетние.
В ходе совершенствования правовой защиты молодежи от вредного воздействия СМИ в Уголовном кодексе ФРГ (ст. 131) был ужесточен запрет на производство, распространение и ввоз масс-медиа, прославляющих насилие и приуменьшающих его пагубное влияние.
Статья 184, п. 3 Уголовного Кодекса запрещает порнографию с показом садизма, содомии и педофилии. Продукция СМИ, отвечающая составу преступления согласно ст. 131 и ст. 184, п. 3 УК, считается вредной не только для молодежи, но и для общества, поэтому ее распространение запрещено.
Статья 184 УК предусматривает уголовную ответственность за продажу порнографических материалов лицам моложе 18 лет или публикацию таких материалов в местах, доступных для несовершеннолетних.
Федеральный Конституционный суд ФРГ признал данное положение соответствующим Основному закону, а также поддержал запрет на распространение определенных порножурналов по почте.
1 августа 1997 года вступил в силу Закон об информационных и коммуникационных службах, в статье 6' которого содержатся специфические нормы, касающиеся защиты прав молодежи, в частности, дается понятие "материалы", под которое теперь подпадают и такие масс-медиа, как пластинки, видеокассеты, компьютерные игры и компакт-диски.
В 1953 г. Германский Бундестаг принял Закон о распространении материалов, вредных для молодежи (ЗРМВМ). Как и другие законы, защищающие интересы молодежи, ЗРМВМ призван содействовать созидательной работе с молодежью, дополняя уже существующие меры в области правовой защиты молодежи.
Для практического осуществления правовой защиты молодежи от вредного воздействия СМИ законом предусмотрено создание высшего федерального органа - Федерального ведомства по проверке материалов, вредных для молодежи (ФВПМВМ), учредительное заседание которого состоялось 15 июня 1954 г.
Контроль над деятельностью ФВПМВМ, федерального органа с функциями, аналогичными судебным, осуществляет федеральное Министерство по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи.
ФВПМВМ имеет право действовать только тогда, когда ему подана соответствующая заявка, право на подачу которой имеют свыше 800 органов - это высшие земельные органы по делам молодежи, земельные ведомства по делам молодежи, местные ведомства по делам молодежи и федеральное Министерство по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи и другие.
Решение о вредности материала для молодежи принимается советом в составе 12 человек. В него входят председатель ФВПМВМ, 8 членов от общественно-значимых групп и 3 члена от федеральных земель.
Члены от общественно-значимых групп назначаются по предложению своих союзов федеральным Министерством по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи и представляют: искусство; литературу; книготорговлю; издателей; учредителей независимых организаций, занимающихся помощью молодежи; учредителей государственных организаций, занимающихся помощью молодежи; учителей; церковь.
В случае очевидного вреда для молодежи закон разрешает упрощенную процедуру принятия решений. В этом случае решение по поводу включения в список принимается советом в составе 3-х человек, куда входят председатель ФВПМВМ, член совета из сферы искусства, литературы, книготорговли (на выбор) и член совета от издателей или из какой-то другой сферы.
Какие именно материалы являются вредными для детей и подростков, определяет статья 1 ЗРМВМ: "Необходимо включать в список материалы, способные нанести ущерб нравственности детей и подростков. К ним, в первую очередь, относятся материалы, отличающиеся безнравственностью, грубостью, подстрекающие к насилию, преступлению или расовой ненависти, а также прославляющие войну".
Основными мотивами, по которым материалы включаются в список, считаются:
Насилие, показ которого в СМИ считается особенно вредным, когда:
оно подается крупномасштабно и с эпической широтой;
пропагандируется в качестве главного средства для решения конфликтов;
применяется от имени закона, хотя в действительности нарушает нормы права и правопорядок;
самосуд изображается как единственное надежное средство для восстановления мнимой справедливости;
целенаправленно и детально изображаются сцены убийства и кровавой резни.
Прославление нацистской идеологии, расовая ненависть имеют место, когда:
проповедуются идея национал-социализма, его расовое учение, авторитарный принцип правления, милитаризм;
оспаривается убийство миллионов людей в "третьем рейхе", особенно систематическое уничтожение евреев;
принадлежность к другой расе, нации, вероисповеданию изображается как неполноценность, заслуживающая презрения;
с помощью сфальсифицированной и неполной информации делаются попытки поднять авторитет и реабилитировать нацистский режим, а Адольфа Гитлера и его партийных соратников представить в качестве образца для подражания (или как трагических героев).
Чаще всего нацистская идеология распространяется в мемуарных сочинениях, на пластинках, а в последнее время и в компьютерных играх. При этом нацистские тенденции часто сочетаются с расистским подтекстом.
Прославление войны и приуменьшение ее пагубного характера, когда:
война изображается в увлекательном виде как возможность добиться признания и славы;
смерть, разрушения, нужда и бедствия во время войны преподносятся как малозначительные факторы.
Дезориентация в сексуально-этическом плане, порнография, когда:
на первый план в грубой и навязчивой форме выдвигаются сексуальные действия, направленные на разжигание полового влечения;
недостойным образом люди превращаются в услужливые сексуальные объекты.
Это относится и к СМИ, восхваляющим практику дискриминации женщин, пропагандирующим садистские методы в качестве возбуждающих желание, изображающим изнасилование в качестве привлекательного сексуального опыта.
Правовое регулирование порнографических публикаций осуществляется также Законом 1961 г. о распространении печатных материалов, наносящих моральный вред молодежи, которым запрещается реклама определенных видов материалов.
Федерация закрепляет лишь общие принципы защиты детей от распространения порнографической продукции, конкретные меры отнесены к компетенции земель.
Основываясь на Законе о защите юношества, в каждом районе Федерации по-разному определяются критерии допустимости оборота порнографии.
Договоры между федеральными землями Германии, учреждающие общественные телерадиокомпании, предусматривают, что передачи, нарушающие благополучие детей и подростков, не могут быть допущены к показу до тех пор, пока вещатели не предпримут меры, обеспечивающие малую вероятность их просмотра детьми или подростками соответствующих возрастных групп.
Это относится к программам, показываемым между 23 часами вечера и 6 часами утра. Фильмы, которые не должны смотреть дети в возрасте менее 18 лет, можно показывать только в эти ночные часы, в то время как фильмы, запрещенные для детей моложе 16 лет, могут демонстрироваться после 22 часов.
При включении в список материалов, вредных для молодежи, учитываются исключения, содержащиеся в статье 1 пункта 2 ЗРМВМ. Так, нельзя включать в список СМИ только в силу их политического, социального, религиозного или мировоззренческого содержания, даже если они вредны для молодежи.
На антиконституционные материалы исключения не распространяются, поскольку эти материалы противоречат Основному закону. Это касается прежде всего неонацистской пропаганды.
На преимущественное право по сравнению с правовой защитой молодежи могут претендовать произведения искусства, науки, а также материалы, связанные с государственными интересами, когда необходимо о чем-то проинформировать общественность или когда к ней обращена просьба помочь в раскрытии преступления.
На сегодняшний день по этому вопросу действует решение Федерального конституционного суда от 27 ноября 1990 г.
Вопрос о том, имеет ли свобода творчества преимущество перед правовой защитой молодежи, решается на основе взвешивания обеих правовых ценностей. В этой связи произведению искусства дается квалифицированная интерпретация, учитывающая творческий замысел автора, общую концепцию произведения и его форму, а также реальное влияние на молодежь.
Если какой-то материал включается в список вредных для молодежи, и об этом сообщено в Федеральном вестнике, то на него налагаются определенные ограничения в плане выдачи, презентации, распространения и рекламы, что детально регламентируется в статьях 3-5 ЗРМВМ, нарушения которых наказываются денежным штрафом или лишением свободы (ст. 21 ЗРМВМ).
Включенные в список материалы нельзя распространять с помощью электронных информационных и коммуникационных служб или делать доступными каким-то иным способом.
Конфискация и изъятие СМИ не входят в компетенцию ФВПМВМ, это дело органов уголовного преследования, в частности прокуратуры, которая должна получить в суде соответствующее решение о конфискации или изъятии.
Те, кто торгует СМИ, включенными в список, не имеют права выставлять или предлагать их в тех местах, куда имеют доступ дети и подростки.
Статья 4 ЗРМВМ содержит ряд ограничений на распространение СМИ, включенных в список - их нельзя предлагать, продавать, давать напрокат или хранить:
за пределами торговых помещений в розничной торговле;
в киосках или других торговых точках, в которые клиенты обычно не заходят;
в системе посылторга, так как при этом нет достаточных возможностей для проверки возраста клиентов;
в библиотеках или читательских кружках.
Статья 5 ЗРМВМ содержит запреты на рекламу, предусматривающие, что:
СМИ, включенный в список, нельзя публично рекламировать;
телеслужбы, включенные в список, можно рекламировать лишь тогда, если благодаря предпринятым техническим или прочим мерам исключена возможность их доступности для детей и подростков;
нельзя базировать рекламу на том, что то или иное СМИ включено в список или что рассматривается или рассматривался вопрос о его включении в этот список.
Закон об информационных и коммуникационных службах (ЗИКС) вводит для эксплуатирующих электронные информационные и коммуникационные службы обязанность назначать Уполномоченного по вопросам правовой защиты молодежи.
В соответствии с пунктами 2-4 ЗИКС создаются организации добровольного самоконтроля (ДСК).
ДСК были учреждены в кинематографе после второй мировой войны с целью заменить цензуру военных властей во времена оккупации контролем со стороны лиц, которые держались на дистанции от нацистского режима, но вскоре в их компетенцию была включена проверка на предмет защиты интересов молодежи.
Для этого была создана специальная комиссия, в которую, наряду с представителями кинематографа, видеоиндустрии, высших земельных органов по делам молодежи, входят представители церкви, федерального Министерства внутренних дел, а также федерального Министерства по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи. Разработанные ею "Принципы деятельности ДСК" регулируют процедуру проверки и состав соответствующих комитетов.
Для исполнения вступившего в силу 1 августа 1997 г. Госдоговора о службах масс-медиа федеральные земли также учредили центральное ведомство, занимающееся реализацией положений о правовой защите молодежи в этой сфере.
Каждый художественный фильм снабжается специальной карточкой-разрешением, которая должна быть предъявлена в кассе кинотеатра. Владелец кинотеатра обязан вывесить на видном месте у кассы сообщение о том, с какого возраста разрешается просмотр фильма и в случае необходимости путем проверки документов обеспечить доступ в кинозал только лиц, отвечающих возрастным критериям.
То же самое относится к выдаче записанных видеокассет, которые снабжаются специальной маркировкой, не поддающейся подделке.
Видеофильмы, не разрешенные для просмотра молодежью и не направлявшиеся для проверки, нельзя предлагать в системе посылторга.
Хотя результаты проверки со стороны ДСК действуют только в отношении кино- и видеофильмов, косвенным образом они влияют и на показ фильмов по телевидению.
В статье 3 Госдоговора о радио- и телевещании, служащего правовой базой для радио и телевидения в Германии, время показа фильмов по телевидению увязывается с тем, с какого возраста их разрешено смотреть молодежи.
Фильм с маркировкой "не разрешается до 18 лет" может быть показан по телевидению только после 23.00. Если фильм разрешено смотреть с 16 лет, то его можно транслировать лишь после 22.00.
Что касается фильмов, которые разрешено смотреть с 12 и 6 лет или соответственно в любом возрасте, то для их трансляции нет твердых временных рамок.
Проверкой соблюдения правил, закрепленных в Госдоговоре о радио- и телевещании, занимаются земельные ведомства по делам СМИ, имеющиеся в каждой федеральной земле. Они дают разрешение на функционирование радио- или телекомпании и следят за соблюдением положений Госдоговора о радио- и телевещании при составлении программ.
При особо грубых нарушениях соответствующее земельное ведомство по делам СМИ может отобрать лицензию у той или иной телерадиокомпании, что считается самой крайней мерой.
Наряду с ДСК существует орган добровольного самоконтроля на телевидении (ДСКТ), учрежденный частными телекомпаниями в 1993 году, который на добровольной основе проверяет программы частных телекомпаний на предмет их соответствия положениям о правовой защите молодежи.
С 1997 года в Германии существует ДСКМ - орган добровольного самоконтроля в сфере мультимедиа, задача которого состоит в недопущении распространения антизаконных, вредных для молодежи материалов в службах онлайн. Для этого была создана организация, призванная информировать пользователей служб онлайн о технических защитных механизмах и об ответственном обращении с мультимедиа в системах онлайн.
У ДСКМ есть орган по рассмотрению жалоб, куда может обратиться каждый по поводу антизаконных, вредных для молодежи материалов. В установленном порядке он проверяет, нарушает ли материал, на который была подана жалоба, принятый ДСКМ Кодекс поведения.