Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 17 Зарубежный опыт законодательной деятельности по борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом ( по материалам российской и зарубежной печати)


5.Законодательство зарубежных стран о запрете на нарушение равенства людей по признаку их отношения к религии и пропаганде религиозного экстремизма  

 Существует группа международных документов, включающих нормы о равенстве людей независимо от их вероисповедания, их праве на свободу совести, которые является основой для государственных органов любой страны при выстраивании взаимоотношений с религиозными объединениями:

     Всеобщая декларация прав человека, где говорится о равенстве прав людей, об отсутствии различий между людьми в обладании ими всеми правами и свободами независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального или социального происхождения;
     Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., где подчеркивается, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом;
    Конвенция о защите прав человека и основных свобод, не допускающая дискриминации в пользовании правами и свободами на основании  расы,  цвета кожи, языка, религии, национального и социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам;
     Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений предписывает государствам принимать эффективные меры для предупреждения и ликвидации дискриминации на основе религии или убеждений;
    Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, принятая в декабре 1992 г. Генеральной Ассамблеей ООН, отмечает, что государства обязаны создавать защиту перечисленным меньшинствам, включая законодательные меры, обеспечив им возможность в полной мере эффективно осуществлять все свои права человека и основные свободы без какой бы то ни было дискриминации и на основе полного равенства перед законом.
    Опыт применения законов, запрещающих возбуждение религиозной вражды и оскорбления религиозных чувств верующих (в ряде стран эти действия назваются hate speech - враждебная речь ) в Канаде, Дании, Франции, Германии и Нидерландах сходен - везде эти законы ориентированы на необходимость защиты человеческого достоинства и активно применяются, предусматривая как уголовную, так и гражданскую ответственность.
     Указывается, что hate speech причиняет двойной вред, так как, во-первых, она направлена против отдельных лиц и групп, причиняя психологический и моральный ущерб,  а во-вторых, против всего государства, его социальной и нравственной структуры. Такой  двойной характер вреда отмечен, например, Верховным судом Канады.
    Если уголовный закон Канады требует либо умысла на разжигание розни, либо вероятности нарушения мира в результате преступных действий, то во Франции, Германии, Дании и Нидерландах есть, по крайней мере, по одному закону, допускающему осуждение за hate speech независимо от наличия умысла и возможных последствий. Так, Верховный суд Нидерландов постановил - является ли оскорбительным для группы лиц высказывание в их адрес относительно их расы и (или) религии, определяется природой самого высказывания, а не намерением того, кто его публикует .
     Законодательство  Канады, Франции, Дании и Нидерландов обеспечивают защиту членов религиозных групп наравне с группами, объединяющими признаками которых являются общность расы, национального или этнического происхождения.  
     Законы Франции обеспечивает защиту лиц на основании их принадлежности - или непринадлежности - к определенной этнической, национальной, расовой или религиозной группе.
     В Италии запрещено создание и деятельность организаций, пропагандирующих идеи национальной или религиозной вражды, дискриминации, установлены меры наказания для организаторов, участников и содействующих им лиц, а также уголовная ответственности за демонстрацию в общественных местах и на митингах запрещенных эмблем и символов.
    В Германии  с середины 80-х годов существуют специальные поправки к Конституции, запрещающие любую деятельность экстремистских организаций. В Основном Законе Федеративной Республики Германии подчеркивается, что никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам вероисповедания, религиозных или политических взглядов; свобода вероисповедания, совести и свобода религиозных   убеждений   и   мировоззрения   нерушимы; государство  гарантирует  беспрепятственное отправление религиозных обрядов; запрещаются объединения, цели и деятельность которых противоречат   уголовным   законам   или   направлены   против конституционного строя или против идеи взаимопонимания народов; пользование гражданскими и политическими правами, доступ к государственным должностям, как и права, приобретенные на государственной службе, независимы от исповедуемой религии (ст.ст.3, 4, 9, 33).
     В Уголовном кодексе ФРГ предусматривается наказание на срок до  трех лет лишения свободы или денежный штраф за оскорбление вероисповедания других граждан и религиозных обществ, а также за воспрепятствование отправлению религиозных обрядов, культов, если такие действия вызывают нарушение общественного порядка (ст.ст.130, 166, 167).
    Существенной чертой французской системы является право неправительственных организаций, в чьи задачи входит борьба с расизмом, возбуждать не только гражданские, но и уголовные дела по фактам расистских выступлений. Местные прокуроры неохотно возбуждают дела по hate speech, и от этого возникает опасность выборочного применения закона. Большинство дел возбуждается антирасистскими организациями. Они вправе участвовать в возбужденном по их ходатайству деле наряду с представителем государственного обвинения, и при успешном исходе суд может взыскать в их пользу расходы по ведению дела (в дополнение к штрафам в порядке наказания).
     Канада, Германия и Нидерланды не предусматривают столь широких возможностей участия частных организаций в уголовных делах.
     Другая черта французской системы - широко используемая возможность взыскания штрафов и возмещения ущерба. Наказание в виде лишения свободы может применяться в случае совершения преступления повторно. На осужденного или лицо, признанное ответственным в гражданском порядке, в особенности за hate speech, может быть возложена обязанность опубликовать за свой счет ответ потерпевшего в ведущих газетах.
     Французская система также предоставляет возможность выбора между уголовным делом и гражданским иском, который проще для доказывания и рассматривается быстрее. Санкции в виде возмещения ущерба и высоких штрафов способствуют предотвращению подобного поведения в будущем, обеспечивают компенсации потерпевшему и отражают негативное отношение общества.
    В США борьба с различными проявлениями экстремизма, в том числе и религиозным, объявлена одной из важнейших задач обеспечения внутренней безопасности  государства. Вооруженный экстремизм определяется при этом как незаконное использование или угроза силой, вооруженное насилие над людьми или собственностью для принуждения или устрашения правительства и общества, достижения политических, религиозных или идеологических целей.
    Законы Индии запрещают оскорбления по религиозному или национальному признаку (hate speech) против какого-либо класса людей на том основании, что они являются членами религиозной группы или касты, или общины.
     В Индии существуют 5 уголовных законов, предусматривающих наказание до 5 лет тюремного заключения за умышленное разжигание межобщинной ненависти. Кроме того, существуют разные законы, запрещающие hate speech при конкретных обстоятельствах. Например, государство вправе запретить разные организации в интересах предотвращения общественного беспорядка или сохранения государственной целостности (применяется в основном против организаций, придерживающихся экстремистских религиозных позиций), подвергать фильмы предварительной цензуре. Признается преступлением, если кандидат или представитель партии совершает систематические действия,  призывающие  к  голосованию  или воздержанию от голосования по мотивам касты, расы, общины или религии .
     В Конституции Японии подчеркивается, что все люди равны перед законом и не могут подвергаться дискриминации  в политическом,  экономическом  и социальном отношениях по мотивам расы, религии, пола, социального положения, а также происхождения; свобода мысли и совести не должна нарушаться и гарантируется для всех; ни одна из религиозных организаций не должна получать от государства никаких привилегий и не может пользоваться политической властью; никто не может принуждаться к участию в каких-либо религиозных актах, празднествах, церемониях или обрядах; государство и его органы должны воздержаться от проведения религиозного обучения и какой-либо религиозной деятельности (ст.ст.14, 19, 20).