Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 17 Зарубежный опыт законодательной деятельности по борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом ( по материалам российской и зарубежной печати)


4. Законодательные основы по борьбе с терроризмом и подрывной деятельностью в Индии

     В связи с резким ростом террористической активности в Индии в 80-х гг. федеральным правительством было принято решение о создании специальной правовой   базы  для   более   эффективной борьбы с терроризмом,  чему послужило утверждение в 1985 г.  "Закона по борьбе с терроризмом и подрывной деятельностью". После   двухлетней апробации неоднократно принимались  решения о его продлении с внесением соответствующих изменений и дополнений, касающихся  ужесточения наказаний и расширения полномочий федерального Правительства по применению Закона.
    В Законе под террористическим актом понимается противоправное действие, имеющее целью устрашение населения, провоцирование национальной, расовой, религиозной, политической или иной розни между людьми, оказание давления на правительство посредством использования взрывчатых, горючих, химических или бактериологических веществ, которые привели к смерти или увечью людей, разрушили их собственность или коммуникации.   
     К терактам также относятся принудительное задержание человека, угрозы применения по отношению к нему физического насилия с целью заставить государство или другое юридическое лицо выполнить требования преступников.
    За совершение теракта, повлекшего гибель людей,  предусматриваются  смертная казнь или пожизненное заключение, а также штраф. Если совершенное преступление не повлекло смерти людей, правосудием определяется наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет или пожизненное заключение, а также выплаты штрафа. За попытку совершения теракта, а также помощь в его подготовке предусмотрено лишение свободы сроком от 5 лет до пожизненного заключения и соответствующие штрафные санкции. Аналогичные  наказания налагаются на лиц, укрывающих террористов.
    В Законе дается классификация подрывной деятельности как устных   выступлений, подвергающих сомнению, отрицающих или имеющих целью отрицать (прямо или косвенно) независимость или территориальную целостность страны, либо призывы в какой-либо форме к физическому насилию над человеком, давшим под присягой клятву в верности суверенитету и целостности государства. Ведение подобной пропаганды и ее организация караются лишением свободы сроком от 5 лет до пожизненного заключения, а также штрафом.
     Закон наделяет федеральное правительство правом назначения конкретных полномочных   юридических лиц для организации расследования факта совершения теракта или подрывной деятельности, а также наложения ареста и проведения суда. Сотрудники полиции и иные государственные служащие обязаны оказывать названным уполномоченным всестороннее содействие.
    Закон дает право суду выносить решения о конфискации в пользу государства собственности обвиняемого в терроризме или подрывной деятельности, а также наложении ареста на имущество подозреваемого в указанных деяниях.
     Большое внимание в Законе уделено полномочному Суду, который созывается по решению федерального Правительства или администрации штата для рассмотрения уголовного дела или группы дел на конкретной территории по фактам теракций или подрывной деятельности. Председатель Суда назначается федеральным или местным Правительством по согласованию с Верховным Судом Индии. Федеральное Правительство имеет право передать дело из-под юрисдикции одного суда в другой, если ситуация на месте не позволяет провести объективный, справедливый и быстрый процесс.
    Особое внимание в Законе уделяется вопросу защиты свидетелей. Так, для защиты свидетелей слушание дел о террористических актах или подрывной деятельности проводится при закрытых дверях. Обязательным условием является сохранение в тайне имени и адреса свидетеля. Лица, виновные в нарушении оговоренных положений,  наказываются лишением свободы сроком до 1 года или штрафом. Решение полномочного Суда может быть обжаловано только Верховным Судом.
     В Законе определяются полномочия федерального Правительства издавать указы, регулирующие ход его исполнения. Так, например, Инструкции  о порядке исполнения "Закона по борьбе с терроризмом и подрывной деятельностью", утвержденные 7 октября 1987 года, регламентируют такие понятия, как "Запретная зона", "Места ограниченного пребывания", "Специальные районы", а также правила поведения населения на подобных территориях. Правила, сформулированные федеральным Правительством, представляются на утверждение обеим палатам парламента, однако в силу они вступают уже с момента их передачи в высший законодательный орган. В случае их непринятия парламентом, они могут быть отменены.
    С момента введения Закона в силу в 1987 г. под следствием в Индии побывало около 40 тыс. человек, из которых к заключению были приговорены 5345 граждан.
     Многие положения Закона подверглись серьезной критике со стороны правозащитных формирований. По мнению их представителей, такие статьи, как отсутствие у подозреваемых возможности освобождения под залог, отношение к признанию в качестве одного из главных доказательств виновности, а также право полномочного Суда бессрочно продлевать период следствия, неоднократно приводили к многочисленным нарушениям и злоупотреблениям в борьбе государства с политическими диссидентами, студентами,  профсоюзными  активистами  и  национальными меньшинствами.