Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 14 Государственный язык Российской Федерации: вопросы законодательного обеспечения (часть I)

1. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРОБЛЕМЫ СТАТУСА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
А.А.Алексеев, депутат Государственной Думы, член Комитета по культуре и туризму

     В последнее время внимание российской общественности все в большей и большей степени привлекают события, связанные с языковыми проблемами, имеющими непосредственное отношение к процессам, которые происходят в России в целом, в ее национальных регионах и в бывших республиках СССР. В ближнем зарубежье - это проблемы, связанные фактически с выживанием русскоязычного населения, когда различного рода языковые ограничения являются составной частью политики. В современной России - это, на первый взгляд, более сбалансированные и менее агрессивные, но в перспективе - весьма опасные для единства нашей многонациональной Родины процессы. Не случайно именно в настоящее время установилась вполне определенная внутригосударственная сфера - языковая политика, призванная в комплексе рассматривать, а главное - формулировать вопросы той части государственного строительства, которая затрагивает языковые процессы в стране, и, что немаловажно - законодательно их обеспечивать. При этом одной из основных проблем языковой политики государства является обеспечение функционирования государственного языка Российской Федерации, каковым, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, является русский язык.
     Данный, подготовленный совместно Аналитическим управлением и Комитетом по культуре и туризму Аналитический вестник открывает серию вестников по вопросам языковой политики и посвящен проблемам государственного языка Российской Федерации.

    До принятия ныне действующей Конституции России русский язык официально не объявлялся государственным, однако по своей роли в жизни страны, безусловно, являлся таковым фактически. Лишь в апреле 1990 года в статье 4 Закона СССР О языках народов СССР было установлено, что с учетом исторически сложившихся условий и в целях обеспечения общесоюзных задач русский язык признается на территории СССР официальным языком СССР и используется как средство межнационального общения .
    В той же статье был заложен и следующий постулат: Союзная и автономная республика вправе определять правовой статус языков республики, в том числе устанавливать их в качестве государственных языков . В результате почти все союзные республики бывшего СССР законодательно определили правовой статус своих языков в качестве государственных, и именно эта тенденция потом возобладала в законодательной практике большинства национальных субъектов Российской Федерации.
    Впервые статус государственного языка России был законодательно закреплен за русским языком в статье 3 закона РСФСР О языках народов РСФСР 1991 года: Русский язык, являющийся основным средством межнационального общения народов РСФСР в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями, имеет статус государственного языка РСФСР на всей территории РСФСР . Одновременно с этим республикам в составе РСФСР было дано право устанавливать статус государственного языка республики: Республики в составе РСФСР могут устанавливать статус государственного языка республики в составе РСФСР . Эти положения впоследствии вошли и в Конституцию Российской Федерации:

      Статья 68

     1. Государственным  языком Российской  Федерации  на  всей  ее территории является русский язык.
    2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях  республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации .
    Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что вопросы, связанные с использованием государственного языка, занимают в нем достойное место. Этому во многом посвящен базовый закон О языках народов Российской Федерации в редакции от 24 июля 1998 года  (см. Приложение 1), предписывающий использование государственного языка Российской Федерации в официальных сферах общественной жизни:
     в деятельности органов власти всех уровней, государственных органов, организаций, предприятий и учреждений;
     при подготовке и проведении выборов и референдумов;
     в судопроизводстве и делопроизводстве в судах и делопроизводстве в правоохранительных органах;

    в сферах промышленности, связи, транспорта, энергетики, обслуживания и в коммерческой деятельности;
    в средствах массовой информации и рекламе;
    в наименованиях географических объектов, оформлении надписей, дорожных и иных указателей;
    в отношениях Российской Федерации с зарубежными странами и международными организациями.
    Содержащиеся в упомянутом законе положения в той или иной степени развиты и конкретизированы в почти семидесяти действующих законодательных актах, начиная с закона СССР от 31.05.1991г. 2213-1 Об изобретениях в СССР и кончая Федеральным законом 8-ФЗ О всероссийской переписи населения от 25.01.2002г. (см. Приложение 1).
    Несмотря на такое повышение статуса русского языка и такую, казалось бы, урегулированность вопросов его использования, он в последние годы испытал на себе напор псевдосвободы , а правильнее сказать - вседозволенности. Повсеместное небрежное, неуважительное отношение к языку, употребление сленга, блатной терминологии, неоправданное заимствование иностранных слов стали явлениями обыденными и привычными. Что особенно опасно - эти тенденции, проникая в сферу государственного управления и - особенно! - в средства массовой информации, наносят не только ощутимый моральный вред, но могут при определенных условиях нанести ущерб и национальной безопасности России.
     В значительной степени такая ситуация объясняется тем, что, провозгласив русский язык государственным языком России, законодатель не установил реальной ответственности за нарушение законодательства о русском языке как государственном языке Российской Федерации и, более того, упустил из виду то отличие, которое существует между понятиями русский язык и русский язык как государственный язык Российской Федерации . Первое, более широкое, охватывает все многообразие русского языка, с которым мы имеем дело в повседневной жизни и в межличностных отношениях, а второе включает в себя лишь ту часть русского языка, которая должна употребляться в перечисленных выше официальных сферах общественной жизни, а также в иных, предусмотренных федеральными законами случаях. Не случаен, поэтому и тот разнобой в терминологии, который мы видим в цитируемых в Приложении 1 законодательных актах.
     В большинстве из них используется термин русский язык , в некоторых - государственный язык Российской Федерации .
     В статье 6 Федерального конституционного закона О военных судах Российской Федерации записано: Судопроизводство и делопроизводство в военных судах ведутся на государственном языке Российской Федерации - русском языке . Таким образом, понятия государственный язык и русский язык отождествляются.
     В статье 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - такое же отождествление, но в ином порядке: Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации .
    В статье 10 Федерального конституционного закона О судебной системе Российской Федерации вообще используются разные термины: в части 1 - русский язык - государственный язык Российской Федерации , а в части 2 - русский язык .  
     То же - в статье 6 федерального закона Об актах гражданского состояния : Делопроизводство + ведется на государственном языке Российской Федерации - русском языке. В случае установления субъектом Российской Федерации (республикой) своего государственного языка делопроизводство ведется на русском языке и государственном языке субъекта Российской Федерации (республики) .
    Лишь в некоторых законодательных актах ( О референдуме Российской Федерации , О федеральном железнодорожном транспорте , О библиотечном деле , О связи , О почтовой связи , Об образовании и О национально-культурной автономии ) используется четкий в смысле законодательной техники термин - русский язык как государственный язык Российской Федерации .
    Таким образом, с учетом сказанного выше, становятся очевидными, по крайней мере, три основные законодательные задачи.
    Первая состоит в том, чтобы четко определить понятие государственный язык Российской Федерации , установить механизмы его формирования, сферы его обязательного использования и обязанности государства по его сохранению и развитию. Это можно сделать только соответствующим федеральным законом, поскольку данная проблема выходит за рамки предмета регулирования федерального закона О языках народов Российской Федерации .
     Возможно, в этом же законе следует прописать и исключения из правил, наиболее очевидное из которых касается использования русского языка как государственного языка Российской Федерации в средствах массовой информации. Обязательное для печатных средств массовой информации, для дикторов и ведущих теле- или радиопрограмм оно (использование) не может быть таковым для выступающих в прямом эфире гостей, а также для некоторых персонажей. Не установив подобных исключений, мы рискуем никогда не увидеть на телеэкранах, например, деда Щукаря, который по понятным причинам изъясняется на довольно ломаном русском языке, весьма далеком от русского языка как государственного языка Российской Федерации.
    Вторая - в большей степени техническая, но от этого не менее важная - состоит в наведении терминологического порядка в действующем законодательстве. Суть ее достаточно очевидно проиллюстрирована приведенными выше примерами.
    Наконец, третья задача - установление реальной ответственности должностных лиц и юридических лиц за нарушение законодательства о русском языке как государственном языке Российской Федерации. После вступления в силу нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который устанавливает административную ответственность юридических лиц, полное решение и этой задачи становится вполне реальным.