АВ 2002г. Выпуск 14 Государственный язык Российской Федерации: вопросы законодательного обеспечения (часть II)
К.А.Бичелдей, заместитель председателя Комитета по делам национальностей
В последнее десятилетие в Российской Федерации особую актуальность приобрели проблемы государственно-правового регулирования языковых отношений в Российской Федерации.
Россия - многонациональное государство, и в период демократизации общественных процессов постоянно росло национальное самосознание народов, проживающих на ее территории.
Одним из главных показателей уровня национального самосознания той или иной этнической группы является забота о родном языке. Поэтому совершенствование национально-государственных отношений в нашей стране началось именно с законодательного закрепления статуса национальных языков.
В 1991 году под моим руководством впервые в истории России был подготовлен и принят Закон "О языках народов Российской Федерации", получивший свое дальнейшее развитие в 1998 году, когда в него был внесен ряд поправок в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.
Можно со всей уверенностью сказать, что законодательство Российской Федерации о языках народов России берет свое начало от этого закона.
Трудно переоценить значение Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" в деле политической стабилизации общества и дальнейшего развития национальных культур. Этот закон ликвидировал существенный пробел в правовом регулировании языковых отношений и регламентировал основные вопросы использования языков на территории Российской Федерации.
Закон провозгласил в контексте демократического развития общества равные права всех народов независимо от их численности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. Он определил гарантии защиты языков, урегулировал использование их в разных сферах государственной деятельности, в обучении и воспитании, в отношениях Российской Федерации с зарубежными странами, открыл возможность установления ответственности за пропаганду вражды и пренебрежения к любому языку.
Федеральный закон о языках народов Российской Федерации в редакции от 24 июля 1998 года представляет собой солидную базу для развития республиканского законодательства о языках, в котором с учетом "местной специфики, национального состава населения" степени развития и использования применяемых в республиках языков регулируются конкретные вопросы языковой политики. В настоящее время большинство республик имеет законодательство о языках народов, проживающих на их территории. Кроме того, данный закон предоставил право не только республикам, но и другим субъектам Российской Федерации принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Особое место в Законе Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" занимают нормы о правовом статусе русского языка, выступающего в роли государственного языка па всей территории Российской Федерации, и его взаимодействии с языками народов России.
Вопросы взаимодействия русского языка как государственного языка Российской Федерации с другими языками , особенно с "титульными" языками национальных республик, играют чрезвычайно важную роль при переходе Российской Федерации к новому федерализму и безусловно требуют регулирования на законодательном уровне.
В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Закона о языках народов России в республиканских законах в качестве государственных признаются языки "титульных" наций и русский язык.
В Законе Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" подчеркивается ведущая роль русского языка во всех сферах общественной жизни. Однако ряд вопросов, связанных с функционированием русского языка как государственного языка Российской Федерации, в нем не охвачен правовым регулированием. Так, в Законе недостаточно полно раскрыты основные статусные функции русского языка, не в полной мере разработан механизм правового регулирования использования государственного языка Российской Федерации во всех сферах общественной жизни, не отражено совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов в области использования русского языка как государственного языка Российской Федерации. Не содержит данный закон также норм сохранения чистоты русского языка и культуры русской речи.
Существующие пробелы в российском законодательстве о языках в отношении русского языка как государственного языка Российской Федерации вызвали потребность общества в разработке специального федерального закона.
В связи с этим комитетами Государственной Думы по делам национальностей, по культуре и туризму, по образованию и науке разрабатывается проект федерального закона "О русском языке как государственном языке Российской Федерации".
Концепция этого законопроекта вырабатывалась более двух лет с привлечением ведущих филологов и юристов из Академии наук Российской Федерации, МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственного института русского языка им. Пушкина, Института русского языка им. Виноградова, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и других научно-исследовательских учреждений. Активное участие в этой работе принимал Совет по русскому языку при Правительстве Российской Федерации.
Каковы же особенности и основные направления разрабатываемого законопроекта?
Прежде всего необходимо отметить, что законопроект достаточно широко и полно охватывает официальные сферы использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, устанавливает порядок его применения, закрепляет гарантии прав личности на использование государственного языка, раскрывает полномочия федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по поддержке русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Законопроект предусматривает целый ряд норм по всесторонней защите русского языка.
И это не случайно.
Анализ современных тенденций развития геополитической обстановки как в самой Российской Федерации, так и за рубежом, показывает, что в настоящее время русский язык подвержен серьезным испытаниям: засорению терминами и словесными оборотами иностранного происхождения, не свойственными русской словесности; все более широкому использованию в русской речи слов и оборотов жаргонного происхождения; активному сокращению русскоязычного информационного пространства во многих странах СНГ; вытеснению использования русского языка в качестве одного из мировых языков.
Ни для кого не секрет, что в национальных школах России нередко имеет место сокращение количества часов на изучение русского языка как неродного, что эти школы плохо обеспечиваются учебниками русского языка из-за отсутствия финансовых средств, и, как следствие, сохраняется тенденция снижения речевого уровня учащихся.
Вызывает также беспокойство тот факт, что в последние годы сокращается издание книг на русском языке, выпуск словарей русского языка, крайне мало публикуется памятников русской письменности и культуры, исчезают программы о русском языке на радио и телевидении. В то же время на реализацию федеральной программы "Русский язык" из года в год практически не выделяются бюджетные ассигнования.
Такое положение не может не внушать большой тревоги, так как русский язык является не только средством межнационального общения, но и мощным системообразующим фактором, фундаментом нашей многонациональной державы. И если этот фундамент дает трещины, то есть основания беспокоиться и за судьбу всего здания.
Не будет преувеличением сказать, что одним из важных факторов обеспечения национальной безопасности России является русский язык, требующий сегодня серьезного внимания и защиты.
Разрабатываемый комитетами Государственной Думы проект федерального закона "О русском языке как государственном языке Российской Федерации" направлен именно на укрепление русского языка как государственного языка Российской Федерации, являющегося национальным достоянием России, важнейшим средством формирования личности и духовного единения нации, бесценным историко-культурным наследием русского народа.
Законопроект предусматривает усиление внимания органов государственной власти к вопросам совершенствования системы образования и подготовки специалистов в области русского языка, содействия изучения русского языка за пределами Российской Федерации.
Одной из важных задач авторов законопроекта явилась разработка правового механизма защиты русского языка как государственного языка Российской Федерации в сфере его официального использования путем четкого определения нормативной базы русского языка, подлежащей кодификации, как юридической основы его государственного статуса. И на этой основе законопроект предусматривает ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации, касающегося использования русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Нет сомнений в том, что принятие Федерального закона "О русском языке как государственном языке Российской Федерации" послужит делу укрепления российской государственности, развитию федеративных и национальных отношений, сохранению единства и целостности Российской Федерации.
Наряду с этим, как показывает практика, необходимо продолжить работу по совершенствованию Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" в части использования алфавитов для русского языка как государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик. Данная проблема не нашла своего отражения в Законе Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и является пробелом в языковом законодательстве Российской Федерации.
В настоящее время Комитет Государственной Думы по делам национальностей занимается подготовкой двух альтернативных проектов федерального закона " О внесении дополнения в статью 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении.
Законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы К.А.Амировым, С. М. Ахметхановым, В. Н. Басыгысовым,К.А. Бичелдеем, А. М. Буратаевой, М. Ч. Залихановым, Р.И.Нигматулиным, В А. Пехтиным, А. И. Салием, С. П. Шашуриным, содержит две нормы, одна из которых закрепляет за русским языком как государственным языком Российской Федерации и государственными языками республик их графику - кириллицу, а другая - предоставляет республикам право устанавливать иную графическую базу алфавитов государственных языков на основании принятых соответствующих федеральных законов.
Законопроект, внесенный депутатом Государственной Думы из Республики Татарстан Ф.Ш. Сафиуллиным, предусматривает свободный выбор народами Российской Федерации графической основы алфавитов для родных языков. Разработка этого законопроекта продиктована необходимостью поддержать на федеральном уровне проводимую в Татарстане реформу по переводу алфавита татарского языка с кириллицы на латиницу.
Оба законопроекта неоднократно обсуждались на заседаниях Комитета, круглом столе, совещаниях с приглашением широкого круга ученых, работников Правового управления Аппарата Государственной Думы.
В ходе обсуждения выяснилось, что Правительство Российской Федерации, большинство депутатов - членов Комитета по делам национальностей, ученых-экспертов, а также субъектов Российской Федерации, приславших заключения на законопроекты, поддержали законопроект, внесенный группой депутатов.
Данный законопроект позволяет сохранить необходимое геополитическое, экономическое, культурное и образовательное пространство, обеспечить наилучший доступ к информации, накопленным сокровищницам культуры, в том числе русской культуры.
Ведь кириллица используется в России практически всеми титульными языками более 60 лет и за указанный период оправдала себя. Кириллица является исторически сложившимся национально-культурным достоянием народов России.
Второй законопроект во время дискуссий не нашел поддержки со стороны депутатов, ученых и субъектов Российской Федерации, поскольку ставит перед собой цель создать условия для возможного отхода от практики применения сложившейся в течение десятилетий кириллической основы национальных языков, что лишает граждан права находиться в едином образовательном и культурном пространстве, иметь равный доступ к информации.
Если обратиться к реформе алфавита в Республике Татарстан, то становится очевидным, что, поскольку большая часть татарского этноса проживает за пределами этой республики, то новая графика неизбежно приведет к ломке регионального компонента системы образования в школах России, нарушению преемственности в орфографической грамотности, разрыву с печатным наследием на кириллице. И это относится не только к татарскому, но и к другим национальным языкам.
Необходимо отметить, что наличие единого алфавитного пространства в России является существенным показателем целостности Российского государства, а выведение того или иного языка за пределы этого пространства будет означать включение его в сферу геополитических интересов иных государств.
Комитет по делам национальностей рекомендовал Государственной Думе принять в первом чтении законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы К.А.Амировым, С.М.Ахметхановым, В.Н.Басыгысовым,К.А.Бичелдеем, А.М.Буратаевой, М.Ч.Залихановым, Р.И.Нигматулиным, В.А.Пехтиным, А.И.Салием, С.П.Шашуриным, и отклонить законопроект, внесенный депутатом Государственной Думы Ф.Ш.Сафиуллиным.
Полагаю, что с учетом сложившейся ситуации необходимо и в разрабатываемом проекте федерального закона "О русском языке как государственном языке Российской Федерации" предусмотреть норму о закреплении за государственным языком Российской Федерации алфавита на основе кириллицы.