Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 14 Государственный язык Российской Федерации: вопросы законодательного обеспечения (часть II)


ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.П.Челышев, академик РАН

     Русский язык является основой духовной культуры русского народа. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Престиж русской нации, восприятие русского народа в других культурах во многом зависит от состояния русского языки. Опираясь на народную языковую традицию, многие замечательные русские писатели, ученые, общественные деятели внесли значительный вклад в становление русского национального языка, в совершенствование его литературной формы. Русский язык - это государственный язык Российской Федерации. Он занимает достойное место в ряду мировых языков, отличаясь развитой лексикой, богатством фразеологии, гибкостью и способностью выражать новые явления культуры, науки и общественной жизни.
    Русский язык на протяжении длительного времени способствовал становлению и обогащению языков многих народов России, объединял народы и культуры государств, ныне входящих в СНГ. Одновременно он - один из мировых языков, язык международного общения, один из рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. В современном мире русским языком в той или иной степени владеют более 450 млн. человек.
    Происходящие в нашей стране преобразования не могут не отражаться на состоянии и путях развития русского языка. Нет сомнения, что в последние годы русский язык освобождается от искажавших его стереотипов и штампов, всего того, что было свойственно догматическому стилю мышления, возникли предпосылки для естественного его развития.
    Вместе с тем вызывают глубокую обеспокоенность негативные процессы, связанные с современным состоянием русского языка и его использованием в различных сферах жизни общества, что выражается в снижении речевой культуры в средствах массовой информации, в бытовом общении, в публичных выступлениях, в языке художественной литературы и публицистики. В русскую речь все больше внедряются вульгарные, а иногда и просто непристойные выражения, она засоряется словами и оборотами, заимствованными из жаргонов, профессиональных языков, неоправданными заимствованиями из иностранных языков.
    Нуждается в коренном пересмотре преподавание русского языка в средних и высших учебных заведениях России. Ощущается острая нехватка преподавателей русского языка и литературы в школах, уровень подготовки многих из них оставляет желать лучшего. Вследствие нехватки сил и средств не обеспечивается необходимый уровень научно-исследовательской работы в области русского языка, не хватает словарей, справочников, научно-популярной литературы о русском языке.
    Следует также иметь в виду, что у русского языка есть противники, которые разжигают националистические и сепаратистские настроения, искусственно принижают значение русского языка в странах СНГ, отрицая его роль как языка-посредника. Оставаясь фактически языком межнационального общения, он лишается в этих странах необходимой поддержки, из-за чего страдают экономические, политические и культурные связи между государствами. Падает престиж русского языка за рубежом, зачастую сокращается его изучение и преподавание. Наблюдаются дискриминационные тенденции по отношению к русскому языку в ряде международных организаций.
    Преодоление негативных тенденций, а также поддержка позитивных процессов, наметившихся в развитии русского языка, должны стать одним из важнейших приоритетов в культурной политике российского государства.
    Органом, призванным выполнять эти задачи, является Совет по русскому языку при Правительстве Российской Федерации, Постановление об образовании которого подписано 17 января 2000 года. В состав Совета вошли известные деятели культуры и науки России. Этот документ следует рассматривать как один из важных шагов, предпринятых Правительством России в укреплении культурной политики государства, в возрождении и обновлении России.
    Совет по русскому языку при Правительстве Российской Федерации работает в соответствии с основными направлениями деятельности Совета, а также задачами, требующими решения по каждому из этих направлений. Выделение основных направлений было осуществлено по двум принципам: а) русский язык в его основных функциях (как язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения, как язык мировой); б) русский язык в важнейших сферах жизни общества (средства массовой информации, наука, образование).
    Председателем Совета является заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.И.Матвиенко, заместителями Председателя Совета - министр образования России В.М.Филиппов и академик-секретарь Отделения литературы и языка Российской академии наук академик Е.П.Челышев.
     1. Русский язык в его различных проявлениях и функциях
         1. Русский язык как язык русского народа, как основа русской художественной и духовной культуры; культура русской речи (Ф.Ф.Кузнецов - руководитель, Н.Н.Скатов, В.П.Гребенюк, В.Г.Распутин, В.С.Розов и др.).
    Основными задачами этого раздела являются следующие:
    - наблюдение за развитием и изменением литературного русского языка во всех сферах жизни общества, изучение тенденций развития диалектов, языка фольклора;
    - повышение культуры владения русским языком у всех социальных групп населения, охрана норм русского литературного языка, защита языка от насыщения его вульгаризмами и неоправданными заимствованиями из других языков, от искусственной архаизации, от засорения его диалектными и жаргонными словами. Для этого необходимо принять изменения и дополнения к действующим правилам русского правописания, наладить массовое издание различных словарей и справочников, книг по культуре русской речи, организовать регулярные передачи и публикации о русском языке в средствах массовой информации;
    - фундаментальные и прикладные исследования по русской художественной и духовной культуре, проводимые научными учреждениями, учебными заведениями, музеями, библиотеками, Центрами русской культуры и искусства в стране и за рубежом; внедрение основ русской художественной культуры, народного творчества, а также духовных богатств, созданных русской Православной церковью, в общеобразовательный учебный процесс; пропаганда богатств русского языка средствами искусства, народного творчества, массовой информации и печати.
    2. Русский язык как государственный язык Российской Федерации; русский язык в системе языков Российской Федерации, государственная политика в области русского языка ( В.Д.Шадриков - руководитель, В.П.Нерознак, Н.Г.Самсонов и др.).
    Данная проблематика распадается на две части. Во-первых, это русский язык в статусе государственного языка Российской Федерации, его соотношение с другими языками как государственными языками республик в составе Российской Федерации, место русского языка как государственного в законодательстве Российской Федерации о языках и об образовании, определение тех сфер жизни общества, в которых обязательно употребление русского языка как государственного языка Российской Федерации, таких, как органы государственной власти и управления, судопроизводство, образование, наука, средства массовой информации, армия, транспорт, связь и др. Во-вторых, это более широкая проблема государственной политики, направленной на поддержку, развитие, распространение, пропаганду русского языка не только как государственного, но и как мирового языка и вообще языка международного общения, как языка межнационального (межэтнического) общения, как языка среднего и высшего образования для русского и русскоязычного населения стран СНГ и Балтии и т.д.
    Основными задачами этого раздела являются:
    - совершенствование и расширение законодательной базы языковой политики в области русского языка как национального на основе Конституции Российской Федерации, действующего федерального закона о языках народов России с учетом зарубежного опыта. Необходимо завершить разработку проекта Федерального закона О русском языке как государственном языке Российской Федерации , работа над которым ведется группой ученых-языковедов из Академии наук и других ведомств в Государственной Думе, а также работать над совершенствованием законодательных актов, регулирующих использование русского языка в издательской деятельности и в средствах массовой информации.
    3. Русский язык в странах СНГ и ближнего зарубежья; русский язык как язык мировой; русский язык в дальнем зарубежье (В.Г.Костомаров - руководитель, С.И.Швецова, М.Н.Лазутова, С.Г.Тер-Минасова и др.).
    Основные цели и задачи этого раздела следующие:
    - обеспечение координации всей деятельности по распространению русского языка в странах дальнего и ближнего зарубежья;
    - повышение уровня российской методической школы в области преподавания русского языка как иностранного, который в немалой степени определяет развитие мировой русистики и, прежде всего сохраняет и поддерживает, ее научно-исследовательский и научно-методический уровень;
    - создание принципиально иной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного и неродного, а также программы профессионального содействия деятельности русистов ближнего и дальнего зарубежья;
    - взаимодействие с международными лингвистическими организациями и ассоциациями русистов дальнего и ближнего зарубежья и, в первую очередь, с Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), а также с ведущими российскими учебными и научно-исследовательскими учреждениями;
    - решение вопросов, связанных с созданием условий для изучения и функционирования русского языка в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии, что позволит осуществить переход от согласованной с ними образовательной политики к формированию единого образовательного пространства.
    2. Русский язык в различных сферах жизни общества
    1. Русский____язык в средствах массовой информации (А.Ю.Романченко - руководитель).
    Основные направления изучения языка средств массовой информации следующие:
    - теоретическое осмысление явлений, связанных с разрушением нормативной системы русского языка в средствах массовой информации;
    - анализ изменений в лексике газетной, радио- и телевизионной речи;
-      создание словарей различного типа и назначения для работников средств массовой информации;
    - исследование процессов распространения в печати заимствованной, в первую очередь англоязычной лексики и неологизмов.
2. Научные исследования в области русского языка ( О.Н.Трубачев - руководитель, А.М.Молдован, О.Б.Сиротинина, А.Ф.Журавлев, А.А.Леонтьев и др.).
    Важнейшими перспективами развития науки о русском языке являются следующие:
    - создание словарей различного типа и назначения: толковых, орфографических, синонимических, диалектных и др., что отвечает современным запросам общества. Толковые и орфографические словари, постоянно пополняемые, необходимо издавать массовыми тиражами. Для повышения качества создаваемых словарей следует сосредоточить словарное дело в специальном научном и издательском центре, который будет работать под эгидой Российской академии наук и при активном участии ее специалистов;
    - исследования в области грамматики русского языка. Необходимо обратить особое внимание на подготовку и публикацию второго, исправленного и дополненного издания большой академической "Русской грамматики" 1980 г., которая была издана недостаточным тиражом и сейчас стала малодоступной для читателей;
    - следует стимулировать исследования, посвященные истории языка в связи с историей общественной мысли, науки и просвещения. Особое внимание должно быть уделено истории русского литературного языка. Актуально создание большого труда под условным названием "Русский язык и русское общество (история языка в связи с историей народа)". В дальнейшем развитии нуждаются изучение русских диалектов, новые направления в языкознании, такие как логический анализ языка, интегральное описание языка, изучение "языковой личности" и др. Должны быть созданы комплексные автоматизированные системы по различным направлениями русистики.
    3. Изучение русского языка в средней и высшей школе; русский язык в системе образования (В.А.Садовничий - руководитель, Л.А.Вербицкая, В.В.Воробьев, А.Ф.Киселев, С.П.Лопушанская, М.Л.Ремнева, З.К.Тарланов и др.).
     Основные направления совершенствования преподавания русского языка в системе среднего образования следующие:
    - систематическая разработка психологических и дидактических основ преподавания русского языка (русской словесности), четкое определение целей и содержания обучения русскому языку как родному, задач интеграции этого обучения с другими предметами языкового цикла;
    - пересмотр существующей методики преподавания родного русского языка в школе под углом зрения современных научных требований, а также имеющегося отечественного и зарубежного опыта;
    - введение в курс русского языка необходимых сведений о русской национальной культуре, подготовка соответствующей учебной и справочной литературы;
    - пересмотр системы подготовки преподавателей русского языка как родного в вузах России, прежде всего в плане требований государственного стандарта высшего профессионального образования и типовых учебных планов; воссоздание на современной научной основе системы повышения квалификации преподавателей русского языка с учетом необходимости повышения их психологической и культурологической компетентности.
    Важнейшими задачами, требующими незамедлительного решения в системе высшего образования, являются следующие:
    - совершенствование образовательного стандарта по специальности "Русский язык для вузов и факультетов филологического профиля";
    - совершенствование образовательного стандарта по специальности "Русский язык (в его истории и современном функционировании) для вузов и факультетов гуманитарного, естественно-научного и технического профиля";
    - переработка и подготовка программ по современному русскому языку, его истории и диалектологии, стилистике, истории русского литературного языка;
    - переработка и подготовка программы по методике преподавания русского языка в вузе и школе.
         Данные направления деятельности Совета соотносятся с основными разделами Федеральной целевой программы "Русский язык", утвержденной Правительством Российской Федерации на срок 2001-2005 гг.
    Все члены Совета вовлечены в деятельность того или иного направления. Для эффективной и целенаправленной работы Совета по каждому из этих направлений сформированы комиссии, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с планами работы по соответствующему направлению. В работе этих комиссий участвуют, помимо членов Совета, ведущие специалисты в конкретных областях.
    Принимая во внимание, что члены Совета представляют различные регионы России, работа, соответствующая задачам Совета, во многом организована на базе вузов страны.
    План работы Совета складывается из планов, представленных руководителями направлений, и утверждается на заседании Совета.
    Постановлением Правительства организационно-техническое обеспечение деятельности Совета возлагается на Министерство образования Российской Федерации.