АВ 2002г. Выпуск 13 Вопросы законодательного обеспечения территориальной организации местного самоуправления (часть I)
О первоочередных задачах законотворческой работы в области местного самоуправления
Вступительное слово председателя Комитета Государственной Думыпо вопросам местного самоуправления В.С.Мокрого
Прежде всего хотелось бы, что не смотря на то, что оснований для тревоги за судьбу местного самоуправления в России в последние годы было предостаточно, сегодня уже уверенно можно говорить о том, что местное самоуправление завоевало достаточно прочные позиции в правовой системе нашей страны. Постепенно побеждает точка зрения тех политиков, которые считают необходимым поддерживать и развивать местное самоуправление в России.
Считаю важным подчеркнуть, что развитие местного самоуправления - это общемировая тенденция. Правительства многих развитых стран Европы и Америки сегодня в качестве главных задач в сфере управления ставят задачу вовлечение граждан в решение государственных дел, путем расширения функций местного самоуправления и его адаптации к местным условиям.
Уже на этом основании местное самоуправление должно получить свое достойное место в системе публичной власти России. Есть и другое объективное основание для развития местного самоуправления в России - местное самоуправление в нашей стране имеет мощные исторические корни, эта форма управления соответствует нашим историческим традициям общинности.
На наш взгляд, становление и развитие местного самоуправления в России на современном этапе столкнулось с отсутствием системного подхода к формированию системы органов публичной власти. Проблему & развития местного самоуправления, а, тем более, его совершенствования, невозможно ставить и решать, не рассматривая всю систему публичной власти в целом. Эффективность местного самоуправления не может быть сама по себе (самоуправление ради самоуправления), эффективность муниципальной власти должна соотносится с эффективностью всей системы публичной власти.
К большому сожалению, желаемого системного подхода в отношении решения вопросов формирования и развития системы публичной власти до сих пор не было. О чем, в частности, свидетельствует тот факт, что федеральные законы об общих принципах организации системы органов государственной власти и об общих принципах организации местного самоуправления принимались не как . единый закон, а порознь и с существенным сдвигом по времени. Хотя в Конституции России установление общих принципов организации государственной и муниципальной власти прописаны единой фразой: "установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (п "н" ст. 72).
На мой взгляд, именно в результате отсутствия системного подхода к настоящему времени в Государственной Думе скопилось много законопроектов, противоречащих друг другу.
Условия для формирования и применения системного подхода в решении вопросов организации публичной власти формируются только сейчас. Я имею в виду работу Комиссии при Президенте России по разграничению предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти.
В этих условиях неопределенности наш Комитет не ставил своей задачей форсировать развитие законодательства в сфере местного самоуправления, руководствуясь известным принципом "не навреди".
Именно это обстоятельство и стало одной их причин постановки вопроса о необходимости разработки программы комплексной модернизации федерального законодательства о местном самоуправлении. Совсем недавно, обсуждая перспективы своей деятельности, Комитет принял решение считать в качестве своей приоритетной задачи - активное участие в работе Комиссии при Президенте России по разграничению предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти.
По причинам, о которых я говорил выше, вопрос развития местного самоуправления не может быть решен только путем внесения изменений в базовый закон "Об общих принципах ...". Необходим системный подход. А это значит, что ревизии мы должны подвергнуть буквально всю правовую систему России. При этом мы должны исходить из того, что местное самоуправление - это не только институт публичной власти, каким он формально является по Конституции России, но и, в соответствие со своей природой он выступает: и как институт гражданского общества, и как уровень управления, в системе управления развитием страны, и, по существу, как субъект экономической деятельности.
Очевидно, что более широкий подход к местному самоуправлению сулит большие возможности по раскрытию его реального потенциала и, соответственно, позволяет предъявить более высокие требования к органам местного самоуправления и критериям эффективности их деятельности.
На сегодня процесс формирования позиции Комитета по ряду ключевых направлений уже завершился. Мы определились с приоритетными направлениями, по которым намерены наращивать активность законотворческой деятельности.
Наиболее "узким" местом государственного строительства остаются вопросы "стыковки" органов государственной власти и местного самоуправления. Мы считаем, что основная стратегическая задача федеральной законодательной власти в ближайшей перспективе -обеспечить формирование и юридическое закрепление механизмов взаимодействия двух систем власти и управления (государственной и муниципальной), для чего необходимо:
1) установить оптимальную систему распределения полномочий по уровням власти и механизмы ее коррекции и совершенствования в соответствии реальными возможностями конкретных типов муниципальных образований, что потребует определения оптимальной территориальной основы местного самоуправления;
2) обеспечить развитие межбюджетных отношений на основе нормативного определения объемов финансирования государственных (конституционных) социальных гарантий, одновременно включив стимулирующие механизмы;
3) обеспечить государственный и муниципальный контроль за соблюдением законодательства и создание системы взаимной ответственности органов местного самоуправления и государства; создать правовые механизмы повышения контроля за деятельностью органов местного самоуправления; необходимо усилить роль представительных органов местного самоуправления, особенно в части контроля за муниципальными финансами и деятельностью исполнительных органов местного самоуправления;
4) Обеспечить защиту интересов местного самоуправления посредством повышения эффективности рассмотрения судебных споров между органами местного самоуправления и органами государственной власти, вплоть до создания специализированной судебной системы и предоставления права органам местного самоуправления обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации.
Настоящим сборником мы открываем дискуссию по вопросам' территориальной организации местного самоуправления. Без решения данного вопроса невозможно решения многих других более общих вопросов развития местного самоуправления, перечисленных выше. Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления готов к диалогу и сотрудничеству. Мы уверены, что оно будет плодотворным. Мы открыты для любых конструктивных предложений.